Когда 7 октября ХАМАС начал свое нападение на Израиль, турецкие власти поспешили потребовать, чтобы его лидеры покинули страну, поскольку они не хотели быть связанными с нападением, но стремились представить себя в качестве посредника. Как сообщает британский сайт Middle East Eye, «после этого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил со сбалансированными заявлениями, в которых осудил нападение палестинских боевиков и израильские бомбардировки сектора Газа, призвал к деэскалации и началу диалога, отметив, что Анкара готова содействовать освобождению заложников». Но эти призывы не увенчались успехом, и дипломатия Анкары в отношении конфликта оказалась ограниченной. Почему? Есть несколько причин, по которым турецкое дипломатическое общение не дало желаемых результатов, а его инструменты в этом конфликте были скудными.
По мнению Middle East Eye, ситуация отличается от посредничества Турции в российско-украинском конфликте, где у нее были определенные преимущества. Анкара является важнейшим экономическим партнером как для России, так и для Украины, поддерживает открытый диалог с обеими странами, и когда Эрдоган призвал к переговорам о прекращении огня, обе страны доверяли ему и были готовы к переговорам. Однако, что касается войны в Газе, то Анкара не обладает там достаточным влиянием, чтобы заставить Израиль принять участие в переговорах, хотя Анкару и Тель-Авив связывают прочные экономические связи. Премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху не нравится Эрдоган, и это чувство взаимно. В итоге похоже, что Израиль и ХАМАС выбрали Катар для содействия в основной части переговоров из-за давних отношений и способности Дохи выступать посредником в предыдущих сделках.
Со своей стороны, Вашингтон не сотрудничал с Турцией по этому кризису, поскольку президент США Джо Байден предпочел безоговорочно поддержать Нетаньяху, что привело к ослаблению перспективы более важных переговоров. В то время как госсекретарь США Энтони Блинкен обсуждал проблему заложников со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом, влияние Анкары внутри Белого дома за последнее десятилетие было ограниченным.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Согласно источникам, во время своего турне по региону глава МИД Турции Хакан Фидан передал послание Иордании, Египту, Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, в котором указывалось, что «Анкара готова поддержать арабские страны в их позиции против Израиля». Она поддержала египетскую мирную конференцию, в то время как Эр-Рияд проигнорировал Блинкена, заставив его ждать несколько часов, а затем отложил запланированную встречу. Иордания вызвала своего посла в Израиле для консультаций, и Анкара последовала ее примеру. Эр-Рияд хотел провести конференцию с участием исламских стран по Палестине, которая, как сообщают источники, была вдохновлена предложением Турции по этой теме, и Анкара поддержала эти усилия. Турецкие дипломаты выдвинули несколько идей для последующей совместной декларации, в которой основное внимание уделялось расследованию Международного суда против и достижению вердикта по Израилю, а также механизмам сбора доказательств военных преступлений Израиля.
Фидан предлагал «систему гарантий» для урегулирования палестино-израильского конфликта и выдвинул предложение о присутствии международных войск в Газе, чтобы избежать дальнейших раундов эскалации. В то же время Эрдоган эффективно использовал свое присутствие в СМИ, чтобы осудить жесткую тактику Израиля, подчеркивая бездействие Запада и двойные стандарты на фоне масштабного гуманитарного кризиса и растущего числа погибших в Газе. Но в итоге Турция оказывается на обочине мирного процесса.
Комментарии читателей (1):
Если хочешь иметь дело с турком, то помни, что турок - грязнее, чем свинья. (Арабская пословица).