«Чёрная пятница»: потребительское поведение россиян бывает непредсказуемым

Эксперт Перепёлкин: распродажи в ноябре не вызвали ажиотажа у россиян
10 ноября 2023  15:38 Отправить по email
Печать

Говорить о результатах скидочного сезона ещё рано. Конечно, пик этой предпраздничной традиции - «чёрная пятница» - день скидок, когда охотники за выгодой могут значительно сэкономить на приобретении желаемого товара, ещё не наступил, заявил REX доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова Николай Перепёлкин.

Традиционно «чёрная пятница» - это первая пятница после празднования Дня Благодарения в США, который в 2023 году будет отмечаться 23 ноября.

Соответственно, самая «чёрная» пятница наступит 30 ноября. Само название уходит корнями в описание пятничных пробок на дорогах Филадельфии, называемых «чёрной пятницей», но к торговле этот термин применяется с позиции того, что положительный торговый баланс записывается в бухгалтерские книги чёрным, а не красным цветом.

Тем не менее, магазины, бренды и маркетплейсы наперегонки стараются опередить время и уже анонсируют небывалые скидки на свои товары (часто выбирается единая для всех дата, например, сейчас многие ждут зеркальную дату 11/11, поскольку на неё назначен день распродаж на некоторых самых популярных маркетплейсах).

В настоящее время россияне уже привыкли к подобным событиям — успешные торговые традиции быстро распространяются по миру, и вот за чередой «киберпонедельников» и «сумасшедших дней скидок» у многих в ежедневнике появилась и дата «чёрной пятницы». Это отличный повод сэкономить и оптимизировать семейный или личный бюджеты.

Правда, чтобы по-настоящему сэкономить, придётся держать себя в руках и не скупать все, на что снижена цена, а покупать те вещи, которые вам действительно нужны или покупку которых вы откладывали «до лучших времён».

А удержаться от соблазнов прикупить чего-то впрок и прозапас довольно сложно — ведь размеры скидок на отдельные категории или товары могут достигать 90%. Но тут потребителю в помощь то самое «осознанное потребление», когда вы трезво оцениваете перспективы и необходимость покупки того или иного товара.

Кроме того, нужно понимать, что частое стимулирование сбыта путём скидок и акций имеет и оборотную сторону — потребители настолько привыкают к частым снижениям цены и скидкам, что через какое-то время отказываются покупать товары по их обычной цене.

Частое использование скидочного инструмента может обесценить сам продукт в глазах потребителя, и регулярное снижение цены перестаёт быть значимым для большей части покупателей, поскольку, пропустив один день скидок, они могут совершить покупки в другой.

Действительно, если зайти в любое приложение маркетплейса, то практически со 100% гарантией можно увидеть наличие скидок на те или иные товары и, как правило, эти скидки круглогодичные и не привязываются к определённой дате, а скорее строятся, исходя из истории ваших покупок и просмотренных товаров.

Стимулировать к покупке отдельного человека на основе изучения его покупательского опыта проще, чем всех потребителей вместе. В этом сезоне предпраздничных распродаж сложно делать прогнозы – потребительское поведение бывает непредсказуемым, но в целом, многие эксперты отмечают снижение покупательской активности и реакций на акции стимулирования сбыта.

Среди причин указывается усталость покупателей от постоянной необходимости принимать решения о покупках и искать выгоду. Также эксперты и потребители, действительно, отмечают рост количества скидочных дней, что серьёзно снижает эффективность воздействия этого инструмента на потребителей.

Нужно отметить, что в последние несколько лет под воздействием внешних факторов россияне активно занимались покупками и реализовали практически весь свой отложенный спрос на серьёзные товары, где размер скидки значительно влияет на конечную стоимость товара, поэтому пикового роста продаж не наблюдается.

Ещё одним из факторов влияния указывается недавнее изменение ключевой ставки ЦБ РФ, которое сделало более привлекательным размещение денег на накопительных счетах, чем приобретение очередного товара из категории фаст-фэшн, пусть даже и со значительной скидкой.

Как сообщает REX, старт традиционного сезона распродаж в ноябре в 2023 году не привёл к росту спроса россиян. «Коммерсант» писал, что с 1 по 7 ноября суммарное число покупок, напротив, сократилось на 4-7% по сравнению с 2022 годом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть