Недавно опубликованная статистика Росстата о прибыли и убытках организаций за январь-август 2023 года показывает совершенно разнонаправленные результаты по отраслям. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций) в действующих ценах составил 21,417 трлн рублей (42,2 тыс. организаций получили прибыль в размере 25,621 трлн рублей, 16 тыс. организаций – убыток на сумму 4,204 трлн рублей). Это 102,6% от уровня того же периода прошлого года, то есть финансовое положение предприятий как бы даже упрочилось.
В то же время, для сельского хозяйства – это 76,6%, для добычи полезных ископаемых – 95%, обрабатывающей промышленности – 91,2% (причем в металлургии это 72,2%, а в химпроме и вовсе 27,5%), оптовой торговли – 52,1%, розничной торговли – 93,8%, гостиничной деятельности – и вовсе 30,2% (и это при таком росте внутреннего туризма).
Что же вытянуло показатели российских компаний в «плюсовую» зону? Деятельность финансовая и страховая (читай, прибыль банков и страховых компаний) – рост на 169,4%, деятельность в области информации и связи – рост в 2,8 раза, обеспечение электрической энергией, газом и паром – рост 178,5%, строительство – рост в 2,2 раза, транспорт и хранение – рост 106,5%.
В промышленности, кстати, надо отметить рост прибыли в:
- производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – рост в 4,1 раза (а это и стройка, и военные изделия, и перепрофилирование металлургии),
- производстве компьютеров, электронных и оптических изделий – в 4,9 раза,
- производстве электрического оборудования – 195,4%.
Неплохо чувствуют себя и рестораны – рост прибыли 121,6%.
С одной стороны, все логично: рост выпуска и прибыли наблюдается в тех секторах, которые активно работают на замещение выпавшей импортной продукции. В целом в сельском хозяйстве и остальной обрабатывающей промышленности проседание прибыли тоже понятно – эти секторы были экспортоориентированы.
Но вполне объяснимый сегментированный структурный рост происходит на фоне роста прибыли банков и естественных монополий, на тарифы которых жалуются уже очень во многих регионах. Поэтому пока рано говорить об уже сложившейся структуре экономики, ориентированной на замещающий рост – невысокая прибыль во многих традиционных секторах промышленности будет приводить к недостатку инвестиций на фоне зашкаливающих ставок по кредитам и высоких тарифов. Для дальнейшего осуществления структурной перестройки в горизонте 4-6 месяцев придется искать дополнительные стимулы.
Комментарии читателей (0):