На переговорах, которые ведет в Вашингтоне министр иностранных дел Китая Ван И, пришли его встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном, советником президента по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном. Также глава китайского МИД был принят президентом Джо Байденом. Как сообщают китайские и американские СМИ, стороны согласовали встречу на полях предстоящего саммита АТЭС в Сан-Франциско между Байденом и Си Цзиньпином; детали не сообщаются, по этому вопросу, видимо, еще предстоят переговоры. Возможная встреча лидеров состоится примерно через год после их неформального саммита на острове Бали, на полях саммита «двадцатки». Чего можно ожидать, об этом рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
Разумеется, стороны подтверждают стремление нормализовать отношения, учитывая, что являются крупнейшими торговыми партнерами. Хотя стремятся на самом деле к разным вещам, считает эксперт. Китай заинтересован в полноценной нормализации, которая бы сняла противоречия по Тайваню. Не случайно Ван И на всех встречах повторял, что предметом обсуждения не может быть принцип одного Китая, зафиксированный в трех соответствующих коммюнике. А на встрече с Байденом китайский министр еще и подчеркнул, что основой смягчения риторики в Пекине считают три принципа, сформулированных Си Цзиньпином: взаимное уважение, мирное сосуществование, взаимовыгодное сотрудничество. Американская сторона никаких условий не выдвигала – это и понятно, во встрече в верхах заинтересован, прежде всего, Байден. Однако вновь прозвучало требование «ответственно подходить к конкуренции в отношениях и поддерживать открытые линии связи», обращает внимание Павленко.
«Ответственная конкуренция» - контролируемая по формуле холодной войны концепция «управления противоречиями». А «открытость линий связи» - то, о чем Блинкен договаривался в июне в Пекине, — способ реализовать такое управление в условиях форс-мажора. Грубо говоря, закрытый телефонный канал экстренной связи.
"Если все это суммировать, — подчеркивает эксперт, — то получается сложная конструкция, в которой стороны стабилизируют отношения, воздерживаясь от перехода «красных линий». Еще точнее: США не обещают Китаю перестать вооружать Тайвань, хотя в условиях ближневосточного кризиса возможно и сбавят в этом обороты. Но скорее всего предлагают определенные гарантии, что они не станут подталкивать администрацию Тайбэя к объявлению «независимости». Важно, что эта сдержанность, которая похожа на некую «заморозку» конфликта вокруг Тайваня, получила подтверждение от самих островных марионеточных властей. Главный кандидат, с высокой степенью вероятности будущий победитель Лай Циндэ (Уильям Лай), второе лицо в нынешней администрации уходящей главы Цай Инвэнь витиевато подтвердил незаинтересованность в «независимости». Дескать, у нас и так все есть, а формальный акт неважен. Иллюстрацией того, что это не так, и что Вашингтон взялся ограничить Тайбэй и не поощрять его волюнтаризма, что на самом деле мешает администрации «демократов», но с чем ей придется мириться, являются ближневосточные события. Палестинская автономия формально имеет свою государственность, фактически же она остается частью Израиля, и это обстоятельство продолжает генерировать вспышки конфликта. То же и с Тайванем, только наоборот: вопрос между Китаем и США подвешен, а его решение отложено; Пекин дал об этом понять, приняв выбор национальной оппозицией, скажем так, не очень проходного кандидата. Но инициатива остается у Китая, хотя бы потому, что у него в рукаве есть серьезный «джокер» - правнук Чан Кайши – Чан Ванъань, убедительно выигравший выборы мэра Тайбэя и возглавляющий столичный мегаполис".
Другой вопрос, которым приходилось задаваться, — а пойдет ли все-таки Байден на выборы, или правящие демократы его сейчас используют на роль «обманки» для Дональда Трампа, чтобы он в этом направлении израсходовал свой критический потенциал. Поскольку Трамп для Пекина неприемлем, причем, именно как разрушитель торгово-экономического сотрудничества, а Байден ему почти гарантированно проигрывает, не идет ли речь об уступке со стороны американских концептуальных элит? Случайно ли с таким эмоциональным задором прошел визит в китайскую столицу калифорнийского губернатора-демократа Гэвина Ньюсома? Такие вопросы ставит эксперт.
"И последнее. Уровень нынешней неопределенности не исключает появления «черных лебедей», вроде событий в Гонконге. Никто не может гарантировать от аналогичной ситуации тот же Тайбэй, учитывая, что партийная принадлежность столичной власти противоположна островной администрации. С другой стороны, поступает информация о массовом возложении цветов в Хэфэе, провинция Аньхой, к дому, где вырос скончавшийся вчера экс-премьер Госсовета Ли Кэцян. Высокую оценку его деятельности дают и в социальных сетях. Некоторые наблюдатели вспоминают, что поминовение усопших руководителей в прошлом как минимум дважды служило детонатором волнений – в случае с памятью Чжоу Эньлая в 1976 году и Ху Яобана в 1989 году. Мы же с вами хорошо знаем, в том числе и по Гонконгу, что без внешнего организационного и финансового подогрева «цветные» процессы не обходятся практически никогда. Именно поэтому раскачивать лодку в условиях нынешней турбулентности не считают целесообразным ни в Пекине, ни в Вашингтоне. Но «порох» несомненно, будут держать сухим", — резюмировал обозреватель REX.
Комментарии читателей (1):