Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак в эксклюзивном интервью журналу Newsweek рассказал о четырёх основных факторах, которые ограничивают возможности вооружённых сил Израиля при совершении наземной операции против палестинского движения ХАМАС.
Барак занимал пост премьер-министра Израиля в 1999 — 2001 годах, был начальником Генштаба с 1991 по 1995 год. До прихода в политику Барак курировал нынешнего премьера Биньямина Нетаньяху в качестве командира элитного подразделения спецназа «Сайерет Маткаль», в котором они оба служили. На протяжении десятилетий он занимал ряд других высоких военных и политических постов и стал одним из наиболее влиятельных критиков Нетаньяху.
Говоря о наземной операции Армии обороны Израиля в секторе Газа, Барак выделил четыре основных проблемы, которые придётся решить израильскому руководству, касательно заложников, эскалации конфликта, передачи власти в случае успеха ЦАХАЛ и общественной поддержки Израиля.
Первый сдерживающий фактор, по мнению Барака, это проблема 222 человек, захваченных палестинскими боевиками на начальном этапе войны.
«По многим причинам проблема заложников сложнее, чем в предыдущих конфликтах, — считает Барак. — Число этих людей, тот факт, что более четверти из них, вероятно, имеют не только израильские, но и иностранные паспорта, они граждане США, Великобритании, Европы, некоторые даже граждане Таиланда или Непала».
Кроме того, он подчеркнул технические сложности любой военной операции по спасению заложников.
«Второй сдерживающий фактор — риск, что конфликт может вылиться или переместиться и на северный фронт, где мы будем иметь дело не только с ХАМАСом в Газе, но и с «Хезболлой» на севере, возможно, со спящими ячейками ХАМАСа, «Исламского джихада» (организация, запрещённая в РФ) или других группировок на Западном берегу, — сказал Барак, — и, может быть, даже с шиитским ополчением при поддержке иранцев, развёрнутым в Сирии, за Голанскими высотами».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Спорные границы Израиля с Ливаном и Сирией за последние десятилетия становились местами крупных сражений.
В-третьих, остаётся непонятным, что делать Израилю в случае победы ЦАХАЛ. После ликвидации или нейтрализации ХАМАСа и других враждебных группировок встанет вопрос, кем заменить руководство сектора Газа, где проживает более 2 миллионов человек.
Таким образом, третий фактор, обозначенный Бараком, «заключается в необходимости заранее решить, кому мы передадим факел».
Один из потенциальных кандидатов — Палестинская национальная администрация во главе с президентом Махмудом Аббасом. Однако руководство палестинской автономии переживает кризис, и ХАМАС всё больше затмевает Аббаса и его партию ФАТХ по популярности и поддержке.
Последним фактором, который назвал Барак, является «обязательство Израиля соблюдать нормы международного права» в условиях конфликта, в котором обе стороны обвиняют друг друга в военных преступлениях.
«Есть законы войны, и это сдерживающий фактор, — сказал Барак. — Какими бы эффективными и искренними ни были наши усилия по соблюдению этих законов... будет и уже есть значительное число гражданских лиц, которые не участвуют [в военных действиях], но погибают».
Барак предупредил, что реакция на рост числа жертв среди мирного населения «довольно быстро может подорвать легитимность нашей позиции» и поставить под угрозу «всеобщую поддержку, которую мы имеем сейчас».
Комментарии читателей (0):