Пенсионная реформа в России: рынку труда — в плюс, пенсионерам — в минус

Экономист Андрианов рассказал о последствиях пенсионной реформы в России
3 октября 2023  13:44 Отправить по email
Печать

В России численность пенсионеров по старости снизилась на 2,4 млн чел., а работу среди них нашли лишь 1,7 млн человек. Это означает, что 700 тыс. чел. остались и без пенсии и без работы, другими словами — остались без средств к существованию, заявил REX доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ, эксперт Госдумы и ФАС России, академик РАЕН Константин Андрианов.

При этом, с официальными пенсионерами в России дела тоже обстоят, мягко говоря, не очень. Больше половины российских пенсионеров получают пенсию на уровне прожиточного минимума (который в РФ и так почти в два с лишним раза ниже стоимости набора товаров биологического минимума).

При этом, индексация пенсий происходит на величину ниже социальной инфляции, и только для неработающих пенсионеров. Таким образом, подавляющая часть почти 35 миллионной армии российских пенсионеров сегодня находятся за чертой не то, что бедности, а нищенского существования. Они лишены нормальной платёжепособности и, тем самым фактически выброшены из экономической жизни страны.

В России пенсионеры – это самая социально-незащищённая группа населения, и при этом уровень и качество их жизни всё продолжает снижаться. При этом, размер пенсий в России в 8,5–10,5 раз ниже чем в ряде стран Западной Европы (Германии, Франции, Италии), в 2,5–3 раза ниже чем в странах Восточной Европы (Чехии, Словакии, Польше, Венгрии) и в 1,5–2 раза ниже чем в Литве и Латвии.

В таких условиях, нынешняя российская пенсионная система обеспечивает пожилым людям не гарантированную достойную жизнь, а гарантированную нищету. Российские пенсионеры де факто оказались в зоне социального бедствия. При этом, уровень развития системы пенсионного обеспечения и социальной защиты пенсионеров – это вопрос социальной стабильности в стране.

Ещё, что касается проведённого в 2018 г. повышения возраста выхода на пенсию. По результатам социологического исследования, только один из десяти россиян сегодня считал, что пенсионный возраст нужно увеличить.

Против же повышения пенсионного возраста – аж 83%. При этом, 7% затруднились с ответом на предложенный вопрос. К сожалению, эти результаты не были учтены не Правительством, не органами законодательной власти России, при решении вопроса о повышении в стране пенсионного возраста.

Действительно, в настоящее время, в подавляющем большинстве стран мира (в том числе, высокоразвитых) – это основной способ адаптации пенсионных систем к демографическому кризису. Однако, отметим, что для повышения пенсионного возраста в России нет демографического резерва поскольку средняя продолжительность жизни – около 70 лет при этом у мужчин – около 65 лет, а у женщин – 76 лет. При этом в возрасте 65 лет ожидаемая продолжительность жизни (возраст дожития) в России – меньше года и 10 лет соответственно.

Кроме того, для повышения пенсионного возраста не было никаких даже мало майских демографических или социальных предпосылок. Продолжительность жизни в России за последние 50 лет практически не выросла. При этом невероятно высокой тогда являлась и сейчас заболеваемость и смертность среди лиц в трудоспособном возрасте, особенно мужчин.

Вместе с тем, социальная обстановка в стране такова, что наш рынок труда (хоть и имеющий определённый дефицит профессиональных кадров) совершенно не готов к дополнительному приёму пожилых граждан, и они сейчас имеют проблемы с трудоустройством.

Между тем, граждане, которые профессионально востребованы и могут сохранить работу, и так продолжают работать после выхода на пенсию. В то же время, повышение официального пенсионного возраста ощутимого финансового эффекта (как нами и прогнозировалось) всё равно не принесло.

Так что проблемы дефицита кадров российского рынка труда и пенсионного обеспечения не решаются повышением пенсионного возраста и не решаются эти проблемы по следующим основаниям.

Во-первых, относительно низкая ожидаемая продолжительность жизни (и тем более времени дожития особенно у мужчин) потенциально приведёт к тому, что значительная часть застрахованных лиц не доживёт до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами.

Как было отмечено ранее, период получения пенсии у мужчин в России после достижения 60 лет ниже, чем в любой стране ОЭСР после 65 лет, а из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут лишь 60% (т.е. умрут – 40%), а в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут ещё 20%.

Таким образом, до 65-летнего возраста получения трудовой пенсии смогут дожить лишь 4 из 10, т.е. значительно меньше, чем установлено нормами Международной организации труда для национальных пенсионных систем. Следовательно, теперь, после повышения пенсионного возраста, большинство российского населения лишено права получения своего страхового обеспечения, гарантированного Конституцией РФ и международными конвенциями о социальном обеспечении.

Ещё накануне повышения пенсионного возраста в России было проведено прогнозное исследование, согласно которому 60-летние мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жизни в странах ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2030-х гг.

Только тогда повышение пенсионного возраста российских мужчин было бы экономически и социально оправданным, поскольку они смогли бы использовать свои пенсионные права. Что касается женщин – ситуация, конечно не такая критичная, но тоже не располагала к повышению пенсионного возраста.

Во-вторых, высокий уровень инвалидизации населения теперь при повышенном общеустановленном пенсионном возрасте вызовет резкий скачок числа получателей пенсий по инвалидности.

Ещё при прежнем пенсионном возрасте 6% новых назначений трудовых пенсий по старости составляли инвалиды – это тот минимум получателей, которые теперь при повышенном пенсионном возрасте обращаются за назначением пенсий по инвалидности.

В-третьих, по проведенным расчетам, в России, также, как и в экономически развитых странах, незначительный (до 10% – 13% расходов на выплату трудовых пенсий) экономический эффект от повышения пенсионного возраста может наблюдаться лишь в первые 10–15 лет реформы (в зависимости от варианта повышения возраста), после чего пенсионная система начнёт нести все возрастающие дополнительные расходы.

Эти выводы подтверждаются опытом Германии, Польши и др. европейских стран, повысивших пенсионный возраст.

Дополнительные расходы ПФР, связанные с повышением пенсионного возраста, которые в этом случае возникнут, к 2050 г. достигнут 55% расходов на страховую часть пенсии, будут связаны с дополнительным накоплением пенсионных прав за увеличенный период страхового стажа.

В-четвёртых, повышение пенсионного возраста в российских условиях может повлечь за собой рост безработицы среди молодёжи, поскольку пожилые люди будут дольше занимать рабочие места по причине более высокой конкурентоспособности, чем молодые.

Другим следствием этого процесса будет сокращение продолжительности страхового стажа и, как следствие, снижение размеров пенсий у младшего поколения из-за более позднего вступления в трудовые отношения.

Принимая внимания всё вышесказанное, не представляется возможным согласиться с положениями доклада экспертов РАНХИГС о пользе повышения возраста выхода на пенсию для самих пожилых людей и всей российской экономики. Это повышение принесло один только вред, причём вред ощутимый и серьёзный.

Для изменения сложившейся ситуации с российскими пенсионерами необходимо:

- возврат прежнего возраста выхода на пенсию (55 лет – для женщин и 60 – для мужчин);

- законодательное установление обязательной регулярной индексации пенсий на уровень не официальной, а СОЦИАЛЬНОЙ инфляции;

- увеличение величины прожиточного минимума пенсионеров до средней (по стране) стоимости набора товаров и услуг биологического минимума (в настоящее время соответствует примерно 2-м прожиточным минимумам, официально установленным правительством РФ) и законодательное установление этой величины нижней границей минимального размера пенсии;

- законодательное установление нормы, по которой трудовая пенсия в самом начале должна быть не менее 50% от прежнего заработка с последующим её ежегодным увеличением на 1% и в итоге доведением её до 65% от прежнего заработка.

Как сообщал REX, согласно исследованиям РАНХиГС, пенсионная реформа в России - повышение пенсионного возраста - прибавило дополнительно рынку труда РФ 1,7 млн человек.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть