За последние полтора года, по мере введения санкций в отношении отечественных энергоносителей, экспорт нефти из России фактически стал теневым, заявил REX и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Это произошло, поскольку стало очень сложно отследить как объёмы экспорта нефти, так и хабы, через которые она транспортируется, перегружается и доставляется.
Часто имеют место поставки нефти «с судна на судно», когда, в условиях блокировки ЕС морского экспорта российской нефти, она перегружается в одном из нейтральных пунктов в Средиземноморье и отправляется в страны Азии или Европы уже от «чистого» отправителя, не находящегося под санкциями.
По сути, нефть из России идёт в неизвестные пункты назначения, откуда затем направляется конечному потребителю.
Примечательно, что Индия и Китай существенно нарастили импорт российской нефти именно в январе 2023 года, когда вступил запрет со стороны ЕС в отношении морского экспорта нефти из России. Интересно, что если Китай до начала СВО был крупным импортёром российской нефти, то Индия её почти не покупала.
Для «серых» экспортных операций используется замаскированный теневой танкерный флот, страну происхождения и владельца которого трудно установить (за последние полтора года появилось несколько сотен таких судов, составляющих, по оценкам, до 10 % мирового флота танкеров).
Таким образом, теневые игроки уступили западноевропейским грузоперевозчикам, и поставки нефти стали непрозрачными и слабо поддающимися контролю.
По всей видимости, в основном теневой флот принадлежит компаниям, расположенным в офшорных юрисдикциях, но владельца судна установить ещё сложнее, поскольку судно может сменить его во время следования из одного пункта в другой.
За рубежом имеются оценки, что если в 2021 году продажи нефтяных танкеров неизвестным покупателям или новым компаниям составляли 4 % от всех сделок по покупке танкеров в мире, то в 2022 году – уже 10 %, а в 2023 году – 33 %.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 29.05.24 В России повысились риски серого экспорта бензина из России
- 21.09.23 Лазейки в антироссийских санкциях сохраняют спрос стран ЕС на российскую нефть
- 06.09.23 Reuters: G7 не будет менять потолок цен на российскую нефть из-за её подорожания
- 04.09.23 «Серый» экспорт нефти: власти пытаются оценить готовность НПЗ раскрыть данные
При этом, такие продажи возросли именно в конце 2022 года, в ожидании «нефтяных» санкций со стороны ЕС. Кроме того, для «серого» экспорта используются суда, которые ранее применялись Венесуэлой и Ираном в аналогичных сделках в условиях санкций.
В данной связи примечательно, что Россия в настоящее время вернулась к тем объёмам экспорта нефти, которые были до начала специальной военной операции (СВО), хотя в отношении этого экспорта действуют беспрецедентные ограничения.
И самое интересное – в том, что в условиях использования серых схем при транспортировке очень сложно отследить, по какой же все-таки цене продаётся за рубеж российская нефть.
Как сообщал REX, Минэнерго РФ ждёт от производителей нефтепродуктов до 6 сентября 2023 года данные о вывозе топлива за рубеж для ограничения «серого» экспорта, писал "Коммерсант" со ссылкой на письмо ведомства.
Комментарии читателей (0):