Рост цен на дизельное топливо в России делает нерентабельными автоперевозки, грозит убытками компаниям и ростом инфляции в целом по стране, заявила REX доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Долгова.
По данным Росстата, за период с 14 до 21 августа 2023 розничные цены на дизельное топливо выросли на 1,3%. К 21 августа относительно конца июля розничные цены выросли на 2,2%, а по сравнению с декабрём 2022 года - на 2,7%.
На Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже котировки на летнее дизельное топливо в августе 12 раз превышали исторические рекорды, достигнув 67 тыс. 848 рублей за тонну. После нескольких дней снижения, цены на дизельное топливо выросли 23 августа на 0,27% до 66 тыс. 397 рублей за тонну.
В условиях высокого летнего спроса на топливо со стороны сельского хозяйства и транспортных компаний, а также с учётом вновь присоединённых территорий, такие колебания цен объяснимы. Кроме этого, повышение цен на мировом рынке способствует росту биржевых цен на топливо.
С начала 2023 года к середине августа тарифы на доставку грузов автомобильным транспортом увеличились на 10%, что вызвано ростом затрат на ремонт и обслуживание автопарка (около 70% которого составляют автомобили старше 10 лет), повышением тарифов за проезд по платным трассам, налогов и сборов в системе «Платон», ростом цен на дизельное топливо (с 35 до 58 руб./л.).
Усиление контроля со стороны государства за перевозчиками привело не только к «обелению» рынка, но и к сокращению предложения при высоком сезонном спросе.
В этих условиях быстрый рост цен на дизельное топливо делает нерентабельными автоперевозки, грозит убытками и банкротством компаний. Но дальнейшее повышение тарифов на грузоперевозки ещё больше подстегнёт инфляцию, в первую очередь – продовольственную.
Государственное регулирование оптовых и розничных цен на дизельное топливо (фиксация или «заморозка» цен) не является панацеей в сложившейся ситуации. Сдерживание роста цен приведёт к снижению доходов нефтяных компаний, увеличению экспорта топлива и сокращению его поставок на внутренний рынок. После снятия ограничений рост цен может оказаться выше, чем текущий уровень инфляции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 31.08.23 Politico: Киев недоволен тем, что ЕС наводнило топливо из российской нефти
- 24.08.23 МАЗ может локализовать часть сборочного производства в ДНР
- 24.08.23 Рост цен на дизельное топливо создаёт угрозу продовольственной безопасности России
- 23.06.23 Сокращение поставок бензина скажется на повседневной жизни россиян
Если данная мера будет принята, то её необходимо дополнить рядом рычагов, способствующих удовлетворению внутреннего спроса: ограничением (посредством экспортных тарифов и квот) или лицензированием экспортных поставок, обязательством продавать топливо на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже не ниже определённых физических объёмов.
Кроме этого, существуют неравнозначные изменения оптовых и розничных цен на топливо (опт растёт быстрее розницы), что существенно ужесточает условия работы независимых АЗС. Регулирование цен может усугубить эту ситуацию.
Наиболее разумным в сложившейся ситуации представляются шаги, направленные на обязательное увеличение объёмов продаж топлива на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже для удовлетворения высокого спроса, снижение тарифов на перевозки топлива РЖД по территории страны, разрешение компаниям поставок топлива на экспорт только после выполнения обязательств по его поставкам на внутренний рынок.
Как сообщал REX, Национальная ассоциация российских перевозчиков "Грузавтотранс" обратилась к правительству с просьбой ввести фиксированную цену на дизель в размере 60 рублей за литр.
Комментарии читателей (0):