Послание президента РФ Федеральному Собранию, прозвучавшее 30 ноября, производит впечатление не программы дел на будущее, а отчета перед окончанием срока полномочий. По крайней мере, перечень уже реализуемых и широко известных мер в нем занял значительно больше места, чем новые проекты. Об этом корреспонденту ИА REX заявил руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков.
При этом он обращает внимание на очевидный контраст с посланиями Федеральному Собранию при Владимире Путине в 2005-2007 годах, которые анонсировали масштабные мероприятия властей на несколько лет вперед (те же национальные проекты). «Послания в последние годы второго президентского срока Путина фактически стали предвыборной программой Кремля на 2007-2008 года. О нынешнем послании Дмитрия Медведева это сказать трудно. Новые меры, которые в нем предлагаются, за редким исключением, вряд ли могут вызвать широкий общественный резонанс. Даже о „модернизации“, под знаком которой началось президентство Медведева, в документе говорится крайне обтекаемо, довольно мало конкретики и почти ничего нового», — подчеркивает Нейжмаков.
По его мнению, есть всего несколько моментов, которые стоит отметить особо: «Прежде всего, это предложение о приватизации избыточного имущества, находящегося на балансе региональных властей („заводов, газет, пароходов“, как сказано в послании). В случае реализации в полной мере, эта мера сыграет на руку федеральным финансово-промышленным группам, которые смогут приобрести наиболее привлекательные для них активы в регионах. А влияние региональных властей будет в очередной раз ограничено. Впрочем, кампания по приватизации „избыточного имущества“, возможно, не будет тотальной. Она может не коснуться регионов, установивших особые отношения с центром, в экономике которых большое значение имеют как раз такие, контролируемые региональными властями, структуры. Вспомним ОАО „Связьинвестнефтехим“, на балансе которого находятся ключевые предприятия Татарстана».
Другая мера, по словам эксперта, введение смешанной или пропорциональной системы на выборах в муниципальные представительные органы власти: «Действительно, по этому принципу уже избираются муниципальные собрания в ряде регионов страны. На практике она играет на руку партийному аппарату регионального уровня. На сам избирательный процесс введение такой системы влияет двояко. С одной стороны, не допустить до выборов партийный список все же труднее, чем отдельных кандидатов. При такой системе оппозиция действительно будет иметь хотя бы минимальное представительство в муниципальных представительных органах. Но с другой — региональный партийный аппарат, который обычно играет ключевую роль при формировании партийных списков, очень часто находится под влиянием региональных властей, а значит, просто не допустит в свои списки неугодных кандидатов. По той же причине, такая система выборов может становиться инструментом региональных властей для борьбы с неугодными главами муниципалитетов. Наконец, пропорциональная система часто отсекает от участия в выборах многих ярких общественных деятелей. Таким образом, переход к пропорциональной или смешанной системе делает муниципальные выборы, часто отличавшиеся непредсказуемостью, более контролируемыми».
Михаил Нейжмаков обращает внимание, что в послании не так много внимания уделено внутренней политике, но в посланиях Федеральному Собранию социально-экономические вопросы традиционно играют более заметную роль, чем политические.по его словам, тезис о том, что «выборы в Государственную Думу в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях», может говорить о завершении даже минимальных реформ в политической сфере до новых выборов.
«При этом нельзя не отметить, что многие конкретные предложения, обозначенные в послании (поддержка детских садов, барьеры перед проникновением в педагогические коллективы лиц, совершивших насильственные преступления, переход к публичному обсуждению ключевых законопроектов) действительно важны и принесут пользу, будучи реализованы на практике», — подытожил руководитель Центра анализа международной политики ИГСО.
Комментарии читателей (0):