Координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер назвала попытку протащить понятие реконструкции непосредственно в закон «Об объектах культурного наследия» самой серьезной атакой на систему охраны памятников с момента создания этого закона. «Реконструировать памятник — мечта всех инвесторов, которая постоянно разбивалась о закон, ограждающий памятники. Памятник охраняется как объект культурного наследия, дошедший до нас из прошлого, несущий память о прошлом, и поэтому он должен оставаться неизменным. В этом логика не только этого закона, но и вообще современного методологического подхода к культурному наследию, принятого в странах, претендующих на то, чтобы считаться цивилизованными. Этот подход заложен во всех международных конвенциях в сфере охраны наследия, которые ратифицированы Россией, то есть в этой сфере у России существуют еще и международные обязательства», — заявила Самовер, передает корреспондент ИА REX.
По ее словам, понимая, что невозможно превратить все памятники в музеи, законодатель заложил в текст закона понятие «приспособление к современному использованию»: «Именно это понятие, включенное в главу „Сохранение объекта культурного наследия“ и пытаются подменить понятием „реконструкция“. Основное различие в том, что приспособление осуществляется в интересах памятника, чтобы он, сохраняя всю свою историко-культурную ценность, продолжал жить современной жизнью, а реконструкция регулируется общестроительным законодательством и осуществляется в интересах пользователя. При реконструкции памятник выступает в качестве материала, подчиненного какой-то иной, чуждой для него идее. О каком уважении к исторической памяти при этом можно говорить?».
Представительница «Архнадзора» также обращает внимание, что действующая редакция закона сейчас прямо запрещает реконструкцию, но в последние годы было несколько очень ярких примеров незаконной реконструкции памятников, показавших к чему это приводит.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Реконструкция усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской для размещения на месте усадебного двора большой сцены театра „Геликон опера“ привела к сносу части строений усадьбы. Чтобы обойти закон, пришлось производить манипуляции с адресом объекта, чтобы отрицать его историко-культурную ценность. Результат — половина усадьбы просто уничтожена, на месте памятника может возникнуть совершенно новый объект большого объема, к которому будет прислонен в виде небольшой пристройки бывший главный дом усадьбы», — подчеркнула Наталья Самовер.
Реконструкторы «Детского мира» на Лубянке пошли по другому пути. Там, по словам эксперта, манипуляции подвергся предмет охраны памятника: «В этом здании официально охраняются только композиция фасадов и внешние габариты. То есть не исторические интерьеры, оформленные в триумфальном стиле как памятник Победе в Великой Отечественной войне, ни даже просто подлинный материал наружных стен ценностью не признаны. Опыт показывает, что всегда можно найти экспертов, готовых поставить свое имя под заключением, утверждающим, что черное — это белое, и что в „Детском мире“ нечего сохранять. Если сейчас эта реконструкция не будет остановлена, мы получим на месте памятника чистый новодел, лишенный какой-либо историко-культурной ценности. Инвестор сейчас убивает нашу историческую память».
Она также отмечает, что подобные проекты в Москве связываются с именем Юрия Лужкова, а в Петербурге — Валентины Матвиенко. «Я считаю, что принятие закона с подобными поправками совершенно недопустимо, и надеюсь, что власть проявит волю и остановит этот натиск алчности и вандализма на цивилизацию», — подытожила Самовер.
Напомним, что первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по культуре Елена Драпеко заявила, что при обсуждении поправок в закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ко второму чтению на комитет оказывалось прямое давление со стороны администраций Москвы и Санкт-Петербурга.
Это делается, чтобы внесли поправки, направленные «на оправдание своего новодела». «На нас давят, хотят убедить в том, что реконструкция — это изменение памятника в новых объемах. С этой формулировкой мы не согласны», — пояснила Драпеко.
Комментарии читателей (7):