До февраля 2022 года российский рынок аудиокниг рост двузначными темпами, а его емкость неуклонно увеличивалась, заявила REX доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ирина Фатьянова.
Аудиокниги - это молодой и очень перспективный сегмент рынка, для которого характерны годовые темпы прироста 40-50%. Однако по итогам прошлого года ситуация изменилась. В конце 2022 года рынок показал нулевую динамику.
С началом СВО российский рынок покинул один из крупнейших участников рынка аудиокниг - сервис аудио- и электронных книг Storytel, работающий по подписке. Кроме того, произошло прекращение выпуска книжных новинок ряда популярных зарубежных авторов, а частота приобретения книг сократилась на фоне экономической ситуации в стране.
Книги не являются приоритетным товаром и в условиях неопределённости продажи заметно снизились. Негативно сказались на динамике рынка и проблемы с проведением платежей пользователей. В 2023 году продажи аудиокниг вновь начали расти после замедления в прошлом году.
Во II квартале 2023 года рынок аудиокниг увеличился на 33%, превысив 920 млн руб. Освободившуюся нишу заняли российские сервисы, в том числе “Букмейт”, реализуемый Яндексом, и "Строки", поддерживаемый МТС. Новые сервисы используют характерную для этого сегмента бизнес-модель “по подписке”.
Фактором, благоприятно влияющим на восстановление рынка, стало расширение каталогов сервисов. С одной стороны это связано в целом с расширением ассортимента аудиокниг, с другой - с ростом числа озвученных книг.
В последнем случае речь идет как о классической озвучке, так и об использовании нейросети. Стоит отметить, что российские сервисы стали активно использовать искусственный интеллект для озвучивания книг.
Это позволяет существенно сократить затраты, а также время на время на озвучивание книги после её выхода в текстовом формате. Так, количество проданных аудиокниг, озвученных с помощью искусственного интеллекта, выросло вдвое в I квартале 2023 года по отношению к IV кварталу 2022 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как сообщал REX, большинство жителей России (63%) не читали ранее и не читают сейчас бумажную прессу.
Комментарии читателей (0):