Опубликованные данные китайской внешнеторговой статистики за июль вновь разочаровали – падение импорта и экспорта стало рекордным за три года, то есть со времени пика коронакризиса и локдаунов, заявила REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Так, импорт в июле упал на 12,4% (г/г) при консенсус-прогнозе снижения на 5%, а экспорт рухнул на 14,5% (г/г) при ожидаемом рынком снижении на 12,5%. В июне импорт падал на 6,8%, а экспорт – на 12,4%. Экспорт сокращается в годовой динамике третий месяц подряд, импорт – уже пятый месяц.
Продолжающееся снижение экспорта из Китая может быть связано со слабеющим глобальным спросом на фоне продолжающегося ужесточения денежно-кредитной политики основных мировых центробанков, что особенно заметно в охлаждении производственного сектора в мире, а Китай – один из крупнейших экспортёров промышленной продукции.
Кроме того, негативное влияние могут оказывать и геополитические трения между Китаем и его основными внешнеторговыми партнёрами – США, ЕС, страны АСЕАН – по этим направлениям китайский экспорт упал более чем на 20% (г/г).
Тенденция началась ещё в прошлые годы, когда Китай из-за политики «нулевой толерантности» к ковиду периодически останавливал работу промышленных и транспортных предприятий, что стало триггером для американских (и не только) компаний, чтобы начать сокращать зависимость от китайских производителей, перенося производство на свою территорию или в нейтральные страны.
Сейчас к этому добавилось и санкционное давление со стороны США и их союзников, в частности, в отношении ограничения доступа Китая к высокотехнологической продукции, что делает сотрудничество с Китаем менее привлекательным для США или, к примеру, Японии.
Продолжающееся падение китайского импорта может быть свидетельством слабого внутреннего спроса. Восстановление китайской экономики после отмены ковидных ограничений оказалось не столь уверенным, как представлялось в начале года, по ряду признаков оно выдыхается.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это не очень хорошо для мировой экономики, так как Китай – вторая по масштабу экономика мира и крупнейший импортёр сырья.
В условиях ожидаемого замедления роста западных экономик или даже умеренной рецессии в США и Европе, надежды на компенсирующий рост спроса со стороны Китая ослабевают, что представляет риск для сырьевых цен.
Для властей Китая слабые внешнеторговые показатели - это дополнительное подтверждение необходимости новых стимулов для внутреннего спроса. Недавно Политбюро страны обозначило приоритетные направления поддержки: автомобили, жилье, услуги. Со стороны ЦБ Китая это снижение ключевых процентных ставок (в июне) и стимулирование банковского кредитования.
Впрочем, пока это не привело к ускорению роста внутреннего спроса, а возможности существенного увеличения господдержки ограничены растущим дифференциалом процентных ставок в основных мировых экономиках и в Китае (что приводит к ослаблению юаня) и рекордной долговой нагрузкой регионов и муниципалитетов.
Впрочем, нужно учитывать и ценовой фактор при сравнении годовой динамики экспорта и особенно импорта в долларовом выражении. Так, цены на многие сырьевые товары пока ещё ниже, чем они были год назад, то есть в физическом выражении объем потребляемого сырья может расти, а в долларовом – снижаться.
Как сообщает REX, сокращение внешней торговли Китая происходит быстрее, чем ожидалось, следует из данных Главного таможенного управления КНР. По итогам июля 2023 года товарооборот Китая уменьшился на 14,5% и составил $281,76 млрд.
Комментарии читателей (0):