На Юге России завершились учебно-методические сборы военных священников «Организация работы с верующими военнослужащими при выполнении боевых задач». В течение пяти дней священники разных епархий Южного и Северо-Кавказского федеральных округов учились основам работы духовенства в боевых условиях.
Участники сборов получали знания, необходимые в зоне боевых действий: отрабатывали навыки поведения при обстрелах, укрытия и нахождения рядом с боевой техникой, обучались оказанию медицинской помощи на поле боя. Все это поможет в их пастырском служении в зоне боевых действий.
На сборы военного духовенства в качестве благословения главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (Покровского) была передана икона собора Киево-Печерских святых, ранее принадлежавшая русскому военачальнику, генералу Николаю Юденичу. Полководец является последним кавалером ордена Святого Георгия II степени, государь назвал его после взятия крепости Эрзерум «полководцем Суворову равным».
Икона была передана генералу Юденичу наместником Успенского подворья Киево-Печерской лавры Феогностом и сопровождала его до конца жизни. После смерти генерала икона находилась при его отпевании в храме Архангела Михаила на бульваре Александра III в Каннах (Франция), где потом осталась для молитв прихожан.
«Глубоко символично, что именно историческая икона, принадлежавшая генералу, который был признан лучшим полководцем Первой мировой, тот, кто спас от поругания гвардией Троицкого так называемые Гатчинские святыни, оказалась на сборах военного духовенства. И особенно символично, что эта икона Киево-Печерских святых была передана Николаю Николаевичу Юденичу пострадавшим за веру Христову от богоборцев наместником Киево-Печерской лавры, ведь и в наши дни наместник Киево-Печерской лавры страдает от сатанистов в нацистских застенках. Ну а в мире случайности и совпадений не бывает - всё более чем наполнено глубоким смыслом»,- считает Дервенёв.
По его словам, ему досталась миссия спасения иконы от поругания перед захватом храма Архангела Михаила раскольниками лже-митрополита Пашковского в 2013 году. На это благое деяние благословил его епископ Канский Варнава (Прокофиев). Дервенёв вывез икону в Россию на своём автомобиле.
«В 2017 году владыка Варнава принял схиму в Оптиной пустыни и отошёл ко Господу, так мне и не сказав про дальнейшую судьбу святыни. Мой духовник, иеромонах Троице-Сергиевой лавры Нектарий (Соколов) на мой вопрос, что мне со святыней делать, благословил повозить для молитв эту святую историческую икону по местам, что связаны как с генералом Николаем Юденичем, так и с русским воинством»,- рассказал Дервенёв.
Так началось знакомство православных верующих России с иконой Юденича. Она уже побывала в Санкт-Петербурге, Гатчине, Пскове, Великом Новгороде, Ямбурге, Ивангороде, Пушкинских горах, главном храме Вооружённых сил России. По словам эксперта, в настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы святыня побывала в Крыму и на новых территориях России, освобождённых от нацистов и бандеровцев.
Комментарии читателей (1):
«Глубоко символично, что именно историческая икона, принадлежавшая генералу, который был признан лучшим полководцем Первой мировой, тот, кто спас от поругания гвардией Троицкого так называемые Гатчинские святыни, оказалась на сборах военного духовенства. И особенно символично, что эта икона Киево-Печерских святых была передана Николаю Николаевичу Юденичу пострадавшим за веру Христову от богоборцев наместником Киево-Печерской лавры, ведь и в наши дни наместник Киево-Печерсой лавры страдает от сатанистов в нацистских застенках. Ну а в мире случайности и совпадений не бывает - все более чем наполнено глубоким смыслом»,- считает Дервенёв."
Всё бы хорошо, но: ", некоторые заметные представители и деятели Белого движения, протрезвев на чужбине, нашли в себе силы, отставили свои былые взгляды на Гражданскую войну в России и сделали переоценку своего белогвардейского прошлого. Так, Вениамин (Федченко), митрополит в своем труде «Россия между верой и безверием», бывший епископ армии и флота при штабе Врангеля, будучи в эмиграции, так писал о событиях Гражданской войны: «У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера. Правда, они готовились к этому десятилетия. А что же мы все (и я, конечно, в том числе) могли противопоставить им со своей стороны? Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной собственности», Учредительное собрание или Земский собор, который каким-то чудом все-все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего «белого движения» - его безыдейность! Наша бездумность! Если бы мы глубоко всмотрелись в исторический процесс, изучили его, поняли –тогда?... Тогда, вероятно, мы просто отказались бы от этого анти-исторического движения на него. Но мы не хотели думать, не могли думать: шли по инстинкту, по привычке, ощупью».
Ему вторит белый генерал Я. Слащев, которого в народе прозвали «Вешателем» (прообраз генерала Хлудова в булгаковском «Беге»): «Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков,- ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам и т. п. Но эти мысли я как-то трусливо сам отгонял от себя и противопоставлял им слухи о восстании внутри России и т. п. Это было ужасное время, когда я не мог сказать твердо и прямо своим подчиненным, за что я борюсь»
Вот так и выходит, что белые воевали сами не зная за что. Но, солдатикам нужно было что то "вешать", поэтому шли лозунги вроде "Спасения Отечества", "За единую и неделимую Россию" и. т д - совершенно оторванные от текущих потребностей жизни рабочих и крестьян."
Из колчаковских архивов: "...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорина (о нем будет рассказано ниже), он идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя".
Ссылка на: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105.
Интересно, как при таких делах Юденич заявлял:
"У русской белой гвардии одна цель — изгнать большевиков из России. Политической программы у гвардии нет. Она и не монархическая, и не республиканская. Как военная организация, она не интересуется вопросами политической партийности. Её единственная программа — долой большевиков![18]:253
— Северная жизнь. Гельсингфорс. 1919. № 40" См: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юденич,_Николай_Николаевич