Фактически, министр финансов РФ Антон Силуанов подтвердил, что дефицит бюджета в процентном отношении к ВВП ожидается близким к значению, заложенному в закон о бюджете на этот год (2,0% ВВП), заявила REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Однако здесь стоит иметь в виду, что в абсолютном значении это могут быть более высокие значения, чем 2,9 трлн руб., которые заложены в бюджет, поскольку сейчас правительство ожидает более высоких значений ВВП на этот год по сравнению с оценками на сентябрь прошлого года, когда принимался бюджет.
Так, исходя из апрельского прогноза Минэкономразвития, 2-2,5% ВВП 2023 года – это примерно 3,1-4 трлн руб. В этой оценке предполагался рост ВВП в 2023 году на 1,2% – однако в начале июля, глава правительства Михаил Мишустин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным отметил, что сейчас у правительства есть уверенность в росте ВВП в годовом выражении более чем на 2%, если не будет форс-мажоров.
Новый прогноз ЦБ РФ предполагает рост ВВП РФ в этом году на 1,5-2,5%. Чем выше будет номинальный размер ВВП, тем большему абсолютному размеру дефицита будет соответствовать диапазон 2-2,5% ВВП.
Дефицит бюджета 3-4 трлн руб. в принципе может быть достигнут, хотя, исходя из данных за I полугодия 2023 (-2,6 трлн руб.), более вероятным пока выглядит оценка в 4-5 трлн руб. Интервью Силуанова показывает, где Минфин видит резервы сокращения дефицита.
Во-первых, это хорошая динамика ненефтегазовых доходов (почти +18% (г/г)), где сказывается восстановление экономической активности, рост импорта и эффект ослабления рубля (налоги и сборы с импорта в рублевом выражении растут еще сильнее). К этому должны добавиться поступления от windfall tax, оцениваемые Минфином примерно в 300 млрд руб.
Второе – улучшение ситуации с нефтегазовыми доходами после провала в начале года. Как следует из интервью, Силуанов считает реалистичным выйти на базовый уровень нефтегазовых доходов 8 трлн руб. в этом году, хотя в 1П23 недобор составил примерно 550 млрд руб.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Улучшению динамики должна способствовать корректировка механизмов налогообложения нефтяных доходов (планируемое сокращение максимального расчетного дисконта цены Urals к Brent с $25/барр. до $20/барр., снижение в два раза демпфера, выплачиваемого бюджетом нефтяным компаниям).
По словам Силуанова, рассматриваются и дальнейшие меры по совершенствованию расчета налогов от экспорта нефти. Как отмечает Силуанов: «Brent сегодня стоит $80 за баррель. Минус $20 — это получается $60. При такой цене наберем 8 трлн рублей нефтегазовых доходов».
Не стоит забывать и про ослабление курса рубля примерно на 30% с начала года, в результате которого нефтегазовые доходы бюджета увеличиваются в рублевом выражении (бюджет этого года формировался из предположения среднегодового курса 68,3 руб/$).
Третий и наименее предсказуемый фактор – госрасходы. В I полугодии 2023 года они увеличились на 19,5% (г/г), а по отношению к I полугодию 2021 года (до начала военного конфликта) – на 42,7% (г/г).
В то же время основной рост расходов пришёлся на первые месяцы текущего года, что Минфин по-прежнему объясняет большими авансовыми расходами, запланированными в бюджете, но нетипичными для начала года, поскольку обычно основные траты приходятся на IV квартал.
Путин прокомментировал на ПМЭФ, с чем был связан ускоренный рост расходов: «С переносом запланированных расходов на более ранние сроки, как у нас говорят, "влево" по графику… чтобы повысить темпы реализации государственных и региональных программ». «Естественно, что дополнительные средства потребовались и на укрепление обороны и безопасности, на закупку вооружения» (Интерфакс).
Данные Минфина за июнь показали заметное замедление роста расходов и сокращение накопленного дефицита. Какой будет траектория расходов во II полугодии 2023 года и будет ли полностью устранен традиционный пик расходов в IV квартале – пока остается главной неопределенностью для прогноза дефицита бюджета.
В интервью явно прослеживается понимание главы Минфина, что высокий дефицит бюджета в буквальном смысле дорого обходится и государству, и экономике, поэтому и ищутся способы бюджетной консолидации (приоритизации бюджетных расходов и повышения доходов).
Ранее Силуанов предложил «фронтальное сокращение» на 10% всех незащищённых статей бюджета в 2024 году, пояснив, что оно точно не будет относиться к военным и социальным расходам и в целом затронет расходы примерно на 4,5 трлн руб. из примерно 29 трлн руб. общей величины планируемых расходов.
Как сообщал REX, дефицит федерального бюджета России по итогам 2023 г. может составить 2-2,5% ВВП, заявил глава Минфина Антон Силуанов.
Комментарии читателей (0):