Участники IV международного форума безопасности, прошедшего 11-12 ноября в Киеве заявили о появлении новых угроз: кибератаки на государственные информационные системы, изменение климата, эпидемии новых болезней. Народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам европейской интеграции украинского парламента Борис Тарасюк основные угрозы Украине видит со стороны России в распространении идеологии «Русского Мира» и поддержке русского языка за пределами своих границ.
О том, что действительно может угрожать человечеству в следующем десятилетии обозревателю ИА REX Сергею Сибирякову рассказали эксперты из разных стран.
Владимир Коробов директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук (Херсон, Украина):
Наибольшая угроза — это крупномасштабная война. Диалектика военной угрозы такова, что на смену периодам относительно мирным всегда приходят войны. В условиях глобализации это может быть новая мировая война. Уверен — это самая большая угроза и самый большой риск для человечества. Те, кто думает, что мир стал другим, и эпоха разрушительных войн прошла — к сожалению, ошибаются. Война с применением оружия массового поражения чрезвычайно опасна.
Отчетливо проявилась угроза климатической катастрофы. Нарастает вал погодных катаклизмов, меняются и становятся все менее комфортными климатические условия для жизни людей в огромных регионах. Загрязнение окружающей среды приобрело угрожающие масштабы.
Третья угроза — тотальное разрушение морали. Было «осевое время», изобретены мировые религии, людям открылось величие и рациональность христианских заповедей, но сейчас мы, по-видимому, все дальше отдаляемся от «оси бытия», в геометрической прогрессии растут безверие, аморальность, вседозволенность. Табу культуры разрушены, фундаментальные ценности извращены. Жалкий, растерянный, ничтожный современник все меньше напоминает героя, сверхчеловека. Что создадут современные украинцы? Смогут ли они хотя бы сохранить для потомков обветшавший Днепрогэс, шедевральные памятники Шевченко или дендропарк Фальц-Фейна?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Игорь Богатырев — журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):
Полный набор рисков и угроз. Если помнить, что стабильность существования любой системы — это треугольник (две противоположности с «распоркой», фоном, средой, не дающей им соприкасаться), то мировая система сейчас крайне нестабильна, и нестабильность эта всё увеличивается с ослаблением возможных противоположностей США. Так что может быть абсолютно всё, что угодно. Любой катаклизм — от техногенных до природных. И будет. Уверен.
Даниэль Штайсслингер — журналист и переводчик (Лод, Израиль):
Терроризм, финансовый кризис, уголовная преступность, экологическое неблагополучие, свёртывание социальных государств и восстановление классического капитализма.
Юрий Юрьев — политконструктор (Одесса, Украина):
Техногенные катастрофы, этнорелигиозные конфликты, терроризм, крах всемирных валют и неоколониализма, крах классического капитализма. На последнем тезисе хотелось бы остановиться подробнее. Суть в том, что ради ускорения и увеличения прибыльности — некоторые технологии внедряются без основательной предварительной проверки. Эта вот безоглядная срочность и приводит что к бесчинствам мигрантов, что к уязвимости электронных сетей, что к загадочному запуску баллистической ракеты у Калифорнии, который США сначала отрицали, а после — назвали следом от самолёта.
Возможно и ещё худшее. Например, предъявление от «бывших 500 лет колониями» счетов к оплате нынешним потомкам колонизаторов, что в межгосударственном стиле, что в стиле этнорелигиозном. В США это когда-то сделали «чёрные пантеры», и при ослаблении США и Европы возможен повтор технологии, но на всемирном уровне.
Константин Шуров — председатель Русской Общины Украины (Киев):
Недостаток энергоносителей, воды, ухудшение условий среды обитания, но главное — утрата духовно-смысловых и культурных ориентиров, как социума, так и индивидуума в большинстве глобализирующихся государств.
Алексей Дубинский — преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск, Украина):
Первая — это угроза краха мировой финансовой системы и новая волна экономического кризиса с падением уровня жизни, нарастанием безработицы и долгой последующей стагнацией экономики.
Затем угроза поджигания войн, с целью канализировать агрессию широких масс, внешней угрозой заставить людей сплотиться и примириться с экономическими трудностями.
Следующая важная проблема (которая с каждым десятилетием будет еще более актуальной) — упрощение и удешевление создания новых организмов методами генной инженерии.
Мир окажется не готов противостоять стаям «обезьян с гранатой», когда каждая небольшая группа фанатиков сможет получить доступ к биотехнологиям, пригодным для быстрой разработки эффективного биологического оружия.
Большой риск несет автоматизация управления опасными производствами и процессами, а также инфраструктурой — энергетикой и транспортом. Неустойчивость информационных систем перед атаками квалифицированных злоумышленников (хакеров-вирусописателей) может стоить как недополученной прибыли, так и человеческих жизней.
И самая главная угроза, которая проявится на первом плане и будет осознана лишь в следующих десятилетиях — это растущее несоответствие общего уровня осознанности, интеллектуальности и нравственности большинства людей доступному уровню свободы и возможностям их влияния на окружающий мир. Здесь первым актом будет «предательство элит», когда властная верхушка отказывается что-либо делать для повышения осознанности, моральности или уровня жизни остального общества.
Мирослава Бердник — журналист и публицист, (Киев, Украина):
Одной из основных угроз ближайшего времени считаю информационный терроризм и связанные с этим угрозы — от продуманной кампании дезинформации до нарушения работы финансовых и коммуникационных сетей и разрушения экономической инфраструктуры или организации при помощи вмешательства в работу программного обеспечения техногенных катастроф. Десятки тысяч людей могут оказаться заложниками и жертвами, если террорист через сеть вмешается в работу какого-нибудь промышленного производства. Причем, это могут быть как преступные сообщества, так и государства. Для борьбы с этой глобальной угрозой должны быть выработаны международные принципы, направленные на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и на борьбу с информационным терроризмом и криминалом. Обратной стороной медали в борьбе с информационным терроризмом может стать угроза тотального контроля над частной жизнью законопослушных граждан, такой себе «Большой Брат».
Федор Толстой — IT-предприниматель, поэт и переводчик (Бостон, Массачусетс, США):
Ни в новые болезни, ни в масштабный экономический кризис Запада я не верю, а вот глобальное потепление — реальная угроза. Оно порождает целую цепочку последствий: падение урожаев и другие климатические катастрофы, прежде всего, в странах Юга — Южной Азии, Африке. Отсюда социальные потрясения: все больше появится «нефункционирующих государств». Сейчас классическими примерами таких являются Сомали и Афганистан, но близки к этому состоянию многие страны Африки, туда, же катится Кыргызстан, за ним может последовать вся Средняя Азия. Хаос в Пакистане так же возможен. У Запада сейчас нет ни военных, ни финансовых ресурсов гасить пожары «провалившихся государств» там, где они возникают. А если произойдет резкое и долговременное падение цен на нефть и прочее сырье, за счет продажи которого стабильны другие страны Юга — то запылает весь Исламский Мир и Африка одновременно.
Западу и России придется иметь дело не только с последствиями дестабилизации климата, но и с порожденным этим обострением исламского экстремизма, а также миграционного давления и наплыва миллионов отчаявшихся беженцев.
Павел Мельник — политолог, эксперт компании «МПП консалтинг» (Киев, Украина):
Третья мировая война и энергетический кризис вместе с демографическим кризисом (перенаселения) в Азии.
Лариса Бельцер-Лисюткина — культуролог, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ):
Самая большая опасность — комбинация бедности с перепроизводством людей. Массы лишних людей, не вписавшихся в социум, представляют страшную опасность для человечества в целом. Кроме того: религиозный фундаментализм, православный даже больше, чем исламский; насилие; истощение природных энергоносителей; разрушительные для планеты технологии.
Виктор Глеба — архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев, Украина):
Об угрозах человечеству писать нужно отдельно и много, поэтому рассмотрим угрозы ареалу восточноевропейского сообщества:
— На границе западной и евразийской цивилизаций расположена буферная зона из государств смешанного типа и отличительных качеств (Приднестровье, Молдова, Украина, Беларусь). Малейшее беспокойство в этом регионе приведет к грузино-осетинскому сценарию. Особенно это касается Крыма, который, по мнению аналитиков, готовился к сценарию балканских народов. Турция, при поддержке ЕС активно отрабатывала тактику албанского суверенитета татарского населения в ареале смешанного «крымского населения».
— Изменение векового пути «из варяг в греки», проходившего ранее через Новгород-Киев-Одессу-Крым на новую трассу = С-Петербург-Москва-Новоросийск привело к смещению транспортных потоков на Констанцу и выбыванию Одессы из активных грузоперевозчиков. Новые газопроводы (Северный и Южный), новая стратегия Москвы по отношению к украинскому бизнесу и другие экономические факторы влияния, привели к ослаблению украинского внешнеэкономического развития.
— Массированная культурная атака на украинскую идеологию, язык, историю, традиции приводят к расколу общества и разрыву этнонациональных связей коренного населением Украины. Победа радикалов на западе страны, а русофилов на востоке — грозит распадом (как минимум унитарных признаков) целостной территории в административных границах и переходе к федеральному строю, а потом и к автономии в составе новой империи.
Николай Лагун — политолог, эксперт по Центральной и Восточной Европе, Ближнему и Среднему Востоку, Кавказу и Южному Кавказу (Днепропетровск, Украина):
Конечно же, пока еще существует вероятность ядерной войны, как самого быстрого и эффективного способа самоубийства человечества. Возможны локальные и глобальные эпидемии и пандемии как природного, так и биотехногенного характера.
Из более медленных способов нашего самоубийства можно назвать истощение энерго — и других ресурсов, загрязнение окружающей среды, уничтожение биосферы, в т.ч. резкое уменьшение пищевых ресурсов на фоне дальнейшего роста населения. Все более ощущаются уменьшение озонового экрана планеты и парниковый эффект. Ясно, что критической угрозой именно следующего десятилетия эти факторы назвать нельзя.
Ну, и, естественно, традиционно вспомним такие «кары Божьи», от нас независящие, как падение на Землю крупного астероида или кометы.
Комментарии читателей (0):