Дорогой дефицит: почему в России растёт стоимость грузовых перевозок

17 июля 2023  12:37 Отправить по email
Печать

На рост стоимости грузовых автоперевозок в России оказывают влияние несколько факторов. заявила REX профессор кафедры Мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Галина Сорокина.

И, если раньше основным параметром, влияющим на рост стоимости перевозок, была стоимость топлива, то сегодня этот параметр оказывает влияние лишь в совокупности с другими, так как подорожание дизельного топлива за полгода составило менее 2%, бензина менее 4%, а рост стоимости грузовых перевозок вырос в среднем на 38%, и только за последний квартал на 10%.

Первое, что оказало влияние на рост цен – это повышение спроса на грузовые перевозки, которое выросло за последние полгода более чем на 60%. На этот взрывной рост в основном оказало влияние изменение логистических цепочек.

По многим группам товаров, в том числе сырьевым товаропоток переориентировался на восток, а с учётом того, что проблема заторов и низкой скорости движения на сибирских железнодорожных магистралях существует уже давно, то, даже дополнительные вливание в развитие железнодорожных перевозок не решит эту проблему в короткие сроки.

Мало того, по некоторым новым направлениям товаропотоков просто нет возможности воспользоваться железнодорожным транспортом. Поэтому альтернативой по быстрой транспортировки грузов внутри России стал крупнотоннажный автомобильный транспорт.

Однако, именно в структуре парка HCV (крупнотоннажных грузовых автомобилей) кроется вторая причина повышения стоимости грузовых перевозок.

Средний возраст парка HCV более 20 лет, причём треть из парка грузовых автомобилей - это иномарки, а с учётом, что новые китайские марки автомобилей ещё только завоёвывают рынок, а основные иностранные тягачи, до сих пор занимающие первые места среди продаж автомобилей с пробегом после российских «КАМАЗов» это грузовики европейских марок, то можно предположить, что стоимость обслуживания данных автомобилей, в том числе проблемы с поставкой запасных частей и комплектующих оказало влияние на стоимость грузовых перевозок.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Мало того, стоимость автомобилей с пробегом за последние полгода выросла почти на четверть, что также оказало влияние на и до того дефицитный рынок грузовых автоперевозок.

Третий фактор, оказавший влияние на стоимость — это дефицит водителей тягачей с категорией соответствующих прав. Повышенный объем грузовых перевозок требует не только дополнительного парка автомобилей, но и дополнительный штата водителей, а с учётом, что рост потребности водителей с категорией СЕ произошёл не только в области гражданской, но и в оборонной сфере, то дефицит водителей в логистических компаниях повлиял на уровень заработных плат водителей крупнотоннажных автомобилей, что по данным этих же компаний оказало влияние на рост стоимости грузовых перевозок.

С точки зрения прогноза, каждый из трёх перечисленных факторов роста стоимости перевозок имеет временной лаг нормализации, и если развитие железнодорожных перевозок или увеличение пропускной возможности существующих железнодорожных путей требует нескольких лет, то, что более 60% рынка грузовых автомобилей закрыто национальными производителями и отсутствие роста стоимости нового грузового транспорта, а также достаточно короткий срок переобучения для получения автомобильных прав нужной категории, плюс сезонные колебания спроса на грузовые перевозки даёт возможность надеяться, что к концу года темпы роста стоимости перевозок сократятся.

Как сообщал REX, за I полугодие 2023 года автомобильные грузоперевозки по России подорожали на 61%. «Коммерсант» писал, что стоимость самых популярных направлений поднялась на 38%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть