Марокканский исследователь политологии и журналист-расследователь Абделлатиф Хаммамучи в аналитической статье, опубликованной на сайте Карнеги (Фонд Карнеги за международный мир признан иностранным агентом в РФ), утверждает, что из-за длительного отсутствия короля в общественной сфере бразды правления в Марокко перешли в руки «альянса безопасности», и это вызывает беспокойство в отношении демократических реформ и свободы выражения мнений.
Всё началось весной 2018 года, когда появились сообщения о разводе короля Марокко Мохаммада VI с его женой принцессой Лаллой Сальмой. После этого король перестал появляться публично на государственных и международных мероприятиях. Всё это сопровождалось появлением в королевстве нескольких громких скандалов, которые подрывают имидж королевской семьи. Пресс-служба короля отказывается давать официальные комментарии, что только подливает масла в огонь слухов и домыслов.
Между тем другой эксперт из Гарвардского университета указывает на возрастающую роль марокканских служб безопасности в официальной политической системе, и считает, что королевскому дворцу пора вмешаться, чтобы избежать «национального кризиса», пока не стало слишком поздно. Речь идёт об усилении влияния принц Мулая Хишама, двоюродного брата нынешнего короля Мухаммеда VI. Он имеет репутацию «либерала» и в своё время активно поддерживал революции «арабской весны»
Примечательно, что согласно сведениям журнала Economist, в прошлом году король Мохаммед VI провёл за пределами своего королевства около 200 дней. При этом журнал констатирует, что король редко выступает перед народом и редко напрямую взаимодействует с политическими и общественными событиями, кроме того, он не любит давать интервью прессе. Такая ситуация и привела к появлению так называемого «альянса безопасности», состоящего из служб безопасности и разведки, бизнесменов, извлекающих выгоду из экономики рантье, заинтересованных лиц из числа политиков и высокопоставленных чиновников в государственных учреждениях. Проблема этой структуры, по словам экспертов, заключается в том факте, что она действует вне рамок закона и Конституции, не имеет политической легитимности. Это происходит в то время, когда министерство внутренних дел Марокко уже опубликовало заявление, в котором указывается, что продвижение концепции «секретной структуры» направлено на «введение в заблуждение национального и международного общественного мнения и нанесение ущерба имиджу королевства».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но тут, как не крути, даёт о себе знать продемократическое движение в Марокко, сторонники которого полагают, что экономические проблемы страны во многом связаны с коррупцией должностных лиц, приближенных к королевской семье. Не добавило стабильности в стране недавнее решение властей Марокко о нормализации отношений с Израилем. Представители ряда политических сил резко осудили подобное решение и призвали сторонников к антиправительственным выступлениям в поддержку Палестины. Многие демонстранты отказываются использовать государственный флаг Марокко, связывая его с королевской династией Марокко и правящим режимом в стране. К недовольству внутренней и внешней политикой правительства добавляется несогласие с мерами по борьбе с пандемией коронавируса.
Каждая из причин народного недовольства подстёгивает другую, что в итоге выливается в масштабные антиправительственные выступления по всей стране. К внутренним выступлениям в Марокко добавляются демонстрации жителей Западной Сахары, которая де-факто находится под марокканским протекторатом. В Буждуре и других городах региона проходят митинги в поддержку независимости региона, участники которых также выступают в поддержку Палестины и против нормализации отношений с Израилем.
Традиционно лояльной к правящей династии Марокко остаётся армия страны. Однако история знала ряд прецедентов, когда марокканские военные становились лидерами движения за установление в стране демократической формы правления.
Комментарии читателей (0):