Когда российский рубль стабилизировался вскоре после начала спецоперации на Украине и введения западных санкций, это часто приводили в доказательство экономической устойчивости России. Сейчас же курс рубля находится на самом низком уровне с марта 2022 года. Однако, как полагает обозреватель Bloomberg Леонид Бершидски, это отнюдь не означает краха российской экономики.
По его мнению, падение рубля связано не столько с волнениями из-за недавнего мятежа, сколько с необходимостью обеспечить самодостаточность экономики и при этом сохранить достаточную свободу рынка.
Весной 2022 года компетентное руководство Центрального банка и Министерства финансов России, вынужденные бороться с беспрецедентными санкциями и оттоком капитала, снизили курс рубля с помощью временных мер контроля за движением капитала. Ещё большим подспорьем стал скачок цен на энергоносители.
Россия нашла способы сохранить стабильный экспорт нефти и даже увеличить морские поставки, несмотря на эмбарго Запада, а также способы обойти санкции, переключившись на поставщиков из Азии и переправляя западные товары через Турцию и бывшие советские республики.
Общая стабильность в стране зависит от экономических показателей России, и прежде всего от способности системы поддерживать большинство россиян как за счёт государственных расходов, так и за счёт низкой безработицы.
За первые шесть месяцев текущего года доходы федерального бюджета России упали почти на 19% в номинальном рублёвом выражении, а доходы от продажи нефти и газа сократились вдвое. Такое резкое сокращение делает девальвацию необходимой и увеличивает проблему финансирования государственного сектора.
Объём денежной массы в июне вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года — ещё одна причина снижения курса рубля. Однако данные ЦБ свидетельствуют о низком уровне госдолга, а процентные ставки далеки от исторических максимумов, что позволяет вести нормальную экономическую и потребительскую деятельность.
Благодаря изобретательности финансистов и предпринимателей Россия сохраняет экономическую устойчивость и может финансировать свой бюджет, который в 2022 году достиг весьма скромных 4,4% ВВП и, как ожидается, сохранится в этом году.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не стоит, полагает автор, недооценивать оперативность частных компаний в реструктуризации цепочек поставок и сильный рынок труда, а поскольку боевые действия ощущаются лишь в приграничных с Украиной регионах России, большая часть страны по-прежнему живёт в обычном режиме.
Комментарии читателей (0):