После начала военной операции на Украине более тысячи западных компаний заявили о том, что уйдут из России, однако, как показало исследование, проведённое Йельским университетом, многие крупные фирмы не только не выполнили обещания, но и постарались занять долю рынка, освободившуюся в результате ухода других брендов. CNN в эксклюзивном порядке ознакомилось с выводами исследователей и поговорила с их руководителем.
Профессор Йельского университета Джефф Зонненфельд, ратовавший за исход западного бизнеса из России в расчёте на то, что это нанесёт серьёзный финансовый и символический удар по российской экономике, теперь называет позором то, что целый ряд компаний даже не сократили своё присутствие в стране, включая такие гиганты, как Heineken, Unilever, Philip Morris, Nestle и Mondelez, а также многие другие.
Исследование Йельского университета, основано на данных информаторов, экспертов на местах, корпоративных документах и сообщениях СМИ.
«Эти компании нарушают свои обещания. Они ведут себя как спекулянты военного времени, — сказал Зонненфельд в интервью CNN. — Это позорно и неэтично».
В прошлом году табачный гигант Philip Morris заявил, что прилагает все усилия для того, чтобы уйти из России. Однако сегодня Philip Morris — одной из крупнейших транснациональных корпораций, работающих в России, её активы оцениваются в 2,5 млрд долларов, включая несколько заводов, говорится в исследовании Йельского университета.
В марте 2022 года компания Heineken получила похвалу за решение уйти из России. Однако 16 месяцев спустя Heineken по-прежнему имеет в России семь пивоваренных заводов и 1800 сотрудников. Мало того, она запустила в России ряд новых брендов.
Компания Mondelez не демонстрирует «никаких заметных признаков» того, что собирается уходить, и продолжает вести бизнес в России. И это несмотря на бойкот некоторых европейских компаний, отказывающихся заказывать её продукцию.
Компания Unilever обязалась продавать в России только товары «первой необходимости». И тем не менее, по данным группы Зонненфельда, Unilever продолжает продавать в России мороженое и другие потребительские товары.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 19.07.23 AP: ведущие нефтесервисные компании США продолжали многомилионные поставки в Россию и после начала СВО
- 06.07.23 Reuters: несмотря на давление, «Райффайзен» откладывает уход из России
- 28.06.23 Европейские банки призвали ускорить уход из РФ: без потерь уйти не получится
- 22.06.23 Самосанкции Запада: попытка экономически изолировать Россию оказалась провальной
По оценкам Киевской школы экономики, поддержка российской экономики со стороны Unilever составляет около 712 млн долларов в год.
Компания Nestle также обязалась продавать в России только продукты «первой необходимости», такие как детские смеси. Однако, как выяснили исследователи, компания по-прежнему продаёт в России такие товары, как корм для животных и шоколадные батончики, не относящиеся к предметам первой необходимости.
Также в России по-прежнему работают несколько американских сетей быстрого питания, такие как Sbarro Pizza и TGI Fridays.
Зонненфельд, который давал показания в американском конгрессе по поводу ухода компаний из России, не обвиняет их в нарушении закона. По его мнению, они нарушают лишь моральный кодекс и уничтожают свою репутацию.
«Потребители должны понимать, что, поддерживая эти компании, они одобряют то, что подпитывает военную машину Путина», — сказал Зонненфельд.
Однако Тим Калкинс, профессор маркетинга в Северо-Западном университете, полагает, что сейчас западных потребителей волнует множество собственных проблем и уход компаний из России к ним не относится.
«Это одна из тех вещей, которые легко сказать, но трудно сделать, и она чревата финансовыми потерями, — говорит он. — Я подозреваю, что компании не испытывают особого давления в плане выполнения обещаний».
Комментарии читателей (0):