Убийство 17-летнего подростка алжирского происхождения Нахеля М. полицейским в Нантере, северо-западном пригороде Парижа, запустило спираль партизанской войны в городах, которая длится уже три ночи, пишет итальянский геополитический журнал Limes.
В столкновениях с полицией участвуют жители не только столичных кварталов. Полиция сначала заявила, что ее сотрудник застрелил подростка в целях самообороны, однако опубликованная позже видеозапись инцидента решительно опровергла эту версию.
Ранее на ИА REX: Бронетехника разгоняет демонстрации в Париже
События в Нантере вызывают в памяти воспоминания о беспорядках 2005 года, когда гибель двух подростков-мусульман во время бегства от полиции вызвала в стране трехнедельные волнения, которые привели к введению чрезвычайного положения в стране.
После чего, и особенно с 2010 года, насилие со стороны французской полиции только возросло. Пик был достигнут в 2021 году, когда от рук правоохранителей погибли 52 человека. Жители гетто, зачастую выходцы из Магриба, являются одними из главных жертв этих инцидентов.
Читайте также: Во Франции за ночь арестовали более 450 человек
Смерть Нахеля сделала публичной проблему сегрегации по отношению ко многим североафриканским и арабским общинам Франции. Государству так и не удалось полностью интегрировать гетто в городскую социальную ткань, несмотря на законы о борьбе с религиозным сепаратизмом и ужесточение репрессивных мер.
Парижский пригород Нантер, где началось восстание, в 1960-е годы считался трущобами. Все это последствия алжирской войны за независимость, вызвавшей резкий приток мигрантов из Алжира в метрополию.
Поэтому нынешние беспорядки следует рассматривать в рамках до сих пор неразрешенной напряженности между централизованным французским государством и его периферией, как географической, так и социально-этнической.
То, что целью восстания является государство, показывает количество государственных учреждений, ставших объектом нападения – их гораздо большее, чем в 2005 году. О том, что напряженность с тех пор не ослабла, а, скорее, обострилась, говорит и средний возраст арестованных во время беспорядков (14 – 18 лет). Это признак воспроизводства протеста в новых поколениях.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.07.23 В результате вооружённого нападения в Филадельфии погибли четыре человека
- 02.07.23 Франция вводит комендантский час в 10 муниципалитетах и просит помощи у Израиля
- 02.07.23 Париж готовится ввести чрезвычайное положение
- 02.07.23 Профсоюзы полиции Франции сыты по горло агрессивностью меньшинств, МИД России – «Бон шанс!»
И если во Франции уже заговорили о «гражданской войне», то еще и потому, что недавние беспорядки являются частью более системного явления. Убийство молодого араба на окраине Парижа вызвало реакцию, ранее проявившую себя во время протестов против пенсионной реформы как среди бунтующего населения, так и среди полиции.
Причины «искрения» различны, однако в обоих случаях они показали раскол между государством и гражданским обществом. Во многом он порождается самой централизацией французского государства, которая сводит на нет функции посреднических институтов, как, например, партии.
Зачастую именно полиция является тем субъектом, которому приходится заполнять вакуум посредников. Это одна из причин, почему насилие со французской полиции беспрецедентно в Европе.
Париж никогда не придерживался европейских программ по «эффективному разрешению» уличных беспорядков, за последние годы Франция пять раз осуждалась Европейским судом по правам человека, несколько раз подвергалась порицанию со стороны ООН.
Президент Франции Эммануэль Макрон назвал смерть Нахеля «необъяснимой и неоправданной». Это совсем другой акцент, чем несколько лет назад, когда он считал, что «репрессии» и «полицейское насилие» недопустимы в правовом государстве.
Сегодня вслед за заявлением Макрона последовала силовая реакция. Он осудил нападения на государственные учреждения как «неоправданные», после чего началось массированное развертывание полицейских отрядов (на улицы вышли 40 тысяч сотрудников, было произведено более 700 арестов).
При этом вряд ли обвинительного заключения в адрес офицера, застрелившего Нахеля М., будет достаточно, чтобы подавить беспорядки, распространившиеся так широко и глубоко.
Комментарии читателей (0):