Посол Саудовской Аравии в США принцесса Рима бинт Бандар Аль-Сауд во время дискуссии на фестивале Aspen Ideas Festival в США заявила, что королевство хочет видеть «процветающий Израиль» и «процветающую Палестину» как часть «интегрированной» Западной Азии.
«Мы не говорим о нормализации, мы говорим об интегрированной Западной Азии, объединённой подобно Европе, где у всех нас есть суверенные права и суверенные государства, но у нас есть и общие интересы», — пояснила она.
В Западной Азии, где встречаются Африка, Азия и Европа, родились такие мировые религии как иудаизм и христианство, там находятся главные святыни ислама и сосредоточены мировые энергетические ресурсы. Западная Азия пришла в движение вследствие того, что за последние десять лет США дискредитировали себя как в политическом, так и в военном отношении. Ускорилось смещение мирового богатства к усиливающимся державам на Востоке и Юге Азии, а также к странам – поставщикам энергоресурсов в Западной Азии. Долгосрочные последствия нынешних событий прогнозировать труднее.
Наиболее вероятными представляются следующие тенденции:
- Заметное сокращение возможностей США определять тенденции и события в Западной Азии.
- Возрождение Эр-Риада в качестве одного из ведущих игроков на политической авансцене арабского Востока.
- Утрата Ираном приобретённых ранее преимуществ в виде роста престижа и влияния в арабском мире.
- Возможное усиление Турции благодаря новому для неё статусу регионального лидера.
- Ускоренное сближение между арабскими странами и государствами Западной Азии с Россией и Китаем.
- Ослабление джихадистской угрозы арабским обществам в связи с тем, что более мягкие формы ислама начинают играть все более заметную роль в политическом руководстве арабских стран.
- Создание условий и предпосылок для формирования в Западной Азии новых моделей интеграции. Теперь Саудовская Аравия почти наверняка восстановит лидерство в арабском и мусульманском мире, что повлечёт за собой корректировку во внутриарабских отношениях.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сейчас пока на горизонте не маячит возможность появления какой-либо иной великой державы, кроме Соединённых Штатов, которая была бы способна проецировать силу в регионе Персидского залива. Россия имеет ограниченные возможности для того, чтобы откликнуться на призывы арабов: с одной стороны, сложности во взаимоотношениях с Европой, с другой – внутренние проблемы. Китай накапливает потенциал, и начинает играть заметную военно-политическую роль в этом регионе, но пока не готов к этому, поскольку поглощен стратегическим соперничеством с США. В долгосрочной перспективе Китай и другие страны Восточной Азии могли бы взять на себя бремя защиты своих и мировых интересов в Западной Азии. Но в скором будущем они вряд ли способны мобилизовать для этого политическую волю и военные ресурсы.
Получается, что в отсутствии США любая коалиция, созданная для обеспечения безопасности в Западной Азии, будет вынуждена опираться на военную силу близлежащих стран, не имеющих превосходящей военной мощи – Турцию, Египет, Пакистан и государства Персидского залива. Но создание подобной коалиции, весьма громоздкой и поэтому не особенно эффективной, потребует больших усилий, затрат времени и денежных средств.
Комментарии читателей (0):