Китай предпринял несколько очень осторожных миротворческих шагов в российско-украинском конфликте, пишет на страницах East Asia Forum эксперт Королевского колледжа Лондона Иван Лидарев.
Так, в феврале 2023 года Пекин обнародовал предложение из 12 пунктов по урегулированию и направил своего спецпредставителя в европейское турне. Эти шаги вызывают вопросы.
Может показаться, что Пекин стремится создать «дипломатическую инфраструктуру» для утверждения себя в будущем в роли посредника или члена группы посредников в возможных переговорах о прекращении огня и установления мира.
Однако мирный план Китая и его медлительность в организации встречи между председателем Си Цзиньпинем и президентом Украины Владимиром Зеленским не свидетельствуют о стремлении стать посредником в урегулировании конфликта путем переговоров.
Решение Пекина сыграть более активную миротворческую роль является частью усилий по улучшению его проблемных отношений с Европой. Поскольку ЕС стал ключевым полем битвы в соперничестве между США и Китаем, Пекин стремится к тому, чтобы Евросоюз не шел на сближение с Вашингтоном, не наносил ущерба его экономическим интересам и не препятствовал доступу к западным технологиям.
«Пророссийский нейтралитет» Китая в украинском конфликте подверг испытанию его отношения с ЕС, в ответ Пекин прилагает огромные усилия, чтобы обхаживать Европу. Миротворческие усилия Пекина являются ключевым компонентом этого ухаживания. Они сигнализируют Европе, что Китай не поддерживает российское «вторжение», стремится к миру в Европе и может быть готов оказать давление на Москву, чтобы та прекратила конфликт.
В этом контексте Китай стремится улучшить свой имидж в Европе, снизить давление Запада на Пекин и усилить раскол в западном лагере. Конечная цель Пекина – убедить Европу в том, что Китай является скорее партнером, чем соперником.
Но подход Пекина может создать проблему для его отношений с ЕС. Если конфликт будет продолжаться долго и без согласованного продвижения к миру, нетерпеливая Европа может разочароваться в медленной и осторожной политике Китая. Тогда Пекин встанет перед дилеммой: быстро предпринять дорогостоящие и трудные усилия по установлению мира или смириться с возобновлением напряженности в отношениях с Европой.
Комментарии читателей (0):