Отказ от претензий, подписанный пассажирами подводного аппарата «Титан», может быть признан недействительным и в таком случае не защитит владельца судна от возможных исков со стороны родственников погибших, считают специалисты в области права. Об этом сообщает агентство Reuters.
Подводный аппарат «Титан» пропал 18 июня примерно через два часа после погружения. 22 июня на дне были найдены его обломки, а Береговая охрана США заявила, что произошёл «катастрофический имплозивный взрыв».
Перед роковой поездкой пассажиры, вероятно, подписали отказ от претензий. Репортёр CBS Дэвид Поуг, совершивший погружение с компанией OceanGate Expeditions в июле 2022 года, сообщил, что все пассажиры «Титана» подписывают такой документ, подтверждающий их осведомлённость о том, что это экспериментальное судно, «не сертифицированное каким-либо регулирующим органом», а путешествие «может привести к физическим травмам, инвалидности, эмоциональной травме или смерти». По словам телепродюсера Майка Рейсса, также побывавшего на подводном аппарате, в документе «на первой же странице трижды упоминается смерть».
Суды нередко отклоняют подобные документы, если есть доказательства грубой халатности или умолчания о возможных рисках.
«Если от пассажиров были скрыты некоторые аспекты конструкции этого судна или оно сознательно эксплуатировалось, несмотря на данные о том, что оно не подходит для таких погружений, это делает отказ от претензий абсолютно недействительным», — сказал американский адвокат и эксперт по морскому праву Мэтью Д. Шаффер.
Компания OceanGate может возразить, что в её действиях не было грубой халатности и что она полностью описала все опасности, связанные с погружением на подводном аппарате.
Степень халатности и её юридические последствия будет зависеть от причин катастрофы, которые пока ещё расследуются.
«Есть множество примеров, когда родные предъявляют претензии, несмотря на отказ, но пока мы не узнаем причину, мы не можем определить, применим ли отказ от претензий», — сказал агентству калифорнийский адвокат Джозеф Лоу.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
OceanGate — это небольшая компания, и неизвестно, есть ли у нее активы для выплаты значительных возмещений в случае соответствующего решения суда, но родственники могут взыскать ущерб со страховой компании, если аппарат был застрахован.
Семьи также могут потребовать возмещения ущерба от сторонних организаций, которые проектировали, участвовали в строительстве или изготавливали компоненты для «Титана», если будет установлено, что они проявили халатность, ставшую причиной катастрофы.
OceanGate может попытаться оградить себя от ущерба, заявив о так называемом ограничении ответственности по морскому праву, который позволяет владельцам судов просить федеральный суд ограничить ущерб текущей стоимостью судна. А поскольку «Титан» уничтожен, эта стоимость равна нулю.
Но в таком случае компании придется доказать, что она не знала о возможных дефектах подводного аппарата, а это, по словам экспертов в области права, трудновыполнимо.
Комментарии читателей (0):