Нефть считается основой международной торговли и важнейшим энергоресурсом. Чтобы обеспечить свободный оборот этого ценнейшего ресурса, на международном уровне приняты нормативы, которые не только регламентируют взаимоотношения между участниками транспортной логистики, но и устанавливают ответственность за нарушения, возникающие при транспортировке.
В 1969 году прошла Международная юридическая конференция, на которой было принято несколько нормативных актов. Важнейшим из них стала Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. В соответствии с ней, владелец груза (в данном случае нефти) обязан своевременно и в полном объеме возместить весь ущерб, который был нанесен другому государству в случае разлива нефти и продуктов ее переработки или возникновения аварийных ситуаций. Особое внимание в документе уделено установлению единых нормативов и ответственности за утечку и слив нефти с морских судов.
В целом, ответственность за нарушение правил транспортировки нефти и продуктов ее переработки ориентируется на национальные законодательства, которые, в свою очередь, приведены к нормам международного права. В России наказание определяется соответственно со ст.12.21.2 КоАП РФ. Здесь обозначено, что нарушение правил перевозки опасный грузов (к которым, в частности, относится нефть) приводит к следующим санкциям:
- 2–2,5 тыс. рублей и лишение прав на 4–6 месяцев для физлиц;
- 15–20 тыс. рублей – для должностных лиц, ответственных за транспортировку нефтепродуктов;
- 150–250 тыс. рублей – для юридических лиц и организаций.
Если в результате игнорирования действительных норм возникает общественно опасная ситуация, угрожающая жизни и здоровью граждан, провоцирующая техногенную катастрофу и значительный ущерб окружающей среде, против нарушителей может вводиться уголовная ответственность.
Касательно международной торговли нефтью, решение вопросов нарушения правил транспортировки может регулироваться двусторонним соглашением между импортером и экспортером, а также страной-посредником, через территорию которой осуществляется транспортная логистика. При этом, если в соглашении отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие данный вопрос, в таком случае вся ответственность возлагается на фактического владельца нефти. Избежать наказания он может, если докажет, что его вины нет, проблема возникла из-за неисправного трубопровода (ответственность возлагается на компанию-оператора, которая отвечает за обслуживание магистрального трубопровода), в результате военных действий (ответственность возлагается на сторону конфликта, в результате действий которой произошла катастрофа) и т.д.
Комментарии читателей (0):