Своими представлениями о будущем и проблемах рыбодобывающей отрасли России в интервью REX поделился председатель Союза рыболовецких колхозов Белого моря Андрей Заика.
- Жизненный путь определяется в детстве. Какие фильмы, книги, картины ведут человека в море?
Я воспитан на произведениях Джека Лондона. Зачитывался им с десяти до семнадцати лет. Попытался перечитать после 50, и он меня разочаровал. Но для подростков и мальчиков это хороший автор. О моряках у Пикуля читаешь - мурашки бегут по коже. Но Пикуль писал больше о войне, а Джек Лондон - о море.
- Имеются ли современные произведения искусства, которые зовут в морскую профессию?
Не сказал бы. Может быть, меня в море уже ничто не зовет – я там нахожусь, и не обращаю внимания на такие книги и картины.
- Становится ли молодежь все более сухопутной?
Не надо стольких людей в море, как было раньше. Поэтому и мореходки сокращаются, и суда стали больше размерами, но меньше числом. Чтобы в прошлом поймать тонну рыбы, нужно было значительное количество физических трудозатрат, а сейчас их нужно в десятки раз меньше. Чтобы наловить рыбы на всю страну было необходимо сто тысяч рыбаков, а сейчас достаточно двадцати тысяч. Это данность, нужно смириться и понять, что мы уже живем в другом мире и того, что было раньше, никогда не будет. С этим ничего не поделаешь - что было то ушло.
- Природа не терпит пустоты, и если моря в жизни людей все меньше, что занимает его место?
Взамен возникло потребление ради потребления. Сто лет назад в рыбацком селе мечты большинства жителей крутились вокруг еды, одежды, и как бы съездить на ярмарку в Архангельск. А сейчас хочется одежды побольше, еды разнообразнее и разнообразия в развлечениях. Мы тратим массу денег на вещи, которые на самом деле не так и нужны.
- Есть ли морская романтика и что это такое?
В моей жизни она была и есть, даже когда ходил на тяжелую работу в море. Подходишь к иллюминатору, смотришь на волны, и ты доволен жизнью, тебе хорошо.
- А запах моря в портовых городах?
Во многих странах порт органично вписан в город, город и порт - одно целое. В Архангельске порт незаметен, и в Мурманске порт виден только с горы, а доступа к нему, как и набережной, нет.
- Порт в городе создает морскую романтику?
Да, именно порт. В Астрахани прекрасная набережная с причалами, в Хабаровске, Владивостоке, а у нас на Севере нет. В Архангельске набережная для прогулок, но без порта – Северная Двина мелка для больших судов.
- Морская романтика создает морскую традицию. Вы работали с морскими династиями?
У нас на предприятии есть морская семья – дед – прославленный капитан, отец был штурманом, сын скоро станет капитаном. Если человек из династии, то морские правила часть его жизни. Он подготовлен, с младых ногтей живет в профессиональном социуме. Дети военных становятся хорошими военными, дети артистов - артистами, моряков – хорошими моряками.
- Наши моряки котируются у иностранных судовладельцев?
Наших моряков за рубежом все больше, у них растет квалификация, они все лучше знают английский язык. Русские, несмотря ни на что, дисциплинированы, трудолюбивы, смекалисты, и потому за рубежом востребованы.
- Наше морское образование лучше иностранного?
В целом, наше образование лучше. Но историю в Испании в рыбном училище не преподают - учат тому, что нужно знать конкретно. Зачем мастеру добычи знать историю? На эту тему шутят: мастер трал починил и говорит: ”Пойду-ка я Гегеля перед сном почитаю”. Технологом или мастером добычи в Испании становится матрос, который хорошо себя проявил и прошел переподготовку. Там нет капитанов, которые не знают досконально как работает промвооружение, как его починить. Я привожу в пример Испанию как одну из ведущих рыболовных держав мира.
- На иностранных судах наши зарабатывают меньше своих норвежских или испанских коллег?
Недавно многие европейские страны ввели такую практику, что иностранцам нельзя платить меньше, чем своим работникам. Русский ты или норвежец - зарплата одинаковая.
- Моряк - это не только знания, но умения и традиции. Ходить под парусом и на веслах, вязать узлы, выживать…
Все проще. Ты можешь плавать вообще не уметь. У нас на Севере умение плавать не поможет в ледяной воде. Традиции, конечно, есть, но они все больше утрачиваются.
- Что делать чтобы морская культура не умерла?
Морскую культуру надо преподавать - как в других странах рыбу ловят, историю мореплавания. К сожалению людей, способных этому учить, очень мало. Нам это не преподавали и сейчас не преподают. Система образования работает на поддержание самой себя - подготовка специалистов не главное. Любое учебное заведение прежде всего осваивает выделенные ему финансовые ресурсы. Придет гений-изобретатель: ”Я придумал такое, что позволит без вас обойтись”, так его с лестницы спустят. Мореходки готовят специалистов даже не спрашивая у рыбопромышленников чему их учить.
Но мореходка Северного Арктического университета после ряда моих критических интервью начала меня приглашать читать лекции. Буду рассказывать как начать морскую карьеру, объяснять почему через 30 лет один курсант станет владельцем рыбодобывающей компании, а другой сопьется. В мореходке уже видны признаки того, кто кем станет.
- И как стать владельцем рыбодобывающей компании?
Все люди, которые сделали карьеру в рыбной отрасли, были дисциплинированны, исполнительны, неплохо закончили мореходку, и шаг за шагом делали карьеру. Блатных капитанов не бывает - если рыбу ловить не умеешь, тебя капитаном держать не будут. Один раз промахнулся, второй - все, история закончена. Кстати, трудолюбие тоже талант. Человек может быть не очень сообразительным, но если он чрезвычайно трудолюбив – он талантлив.
- А что ведет к неуспеху?
Пассивность. Исполнительность - это когда я выполнил приказ и пришел с вопросом «что делать дальше?». А пассивность - когда за следующим приказом я не пойду. Чтобы в жизни все было хорошо, надо в нужном месте оказаться в нужное время. У любого человека, который добился чего-то в жизни, есть поворотная точка к успеху, но если ты сидел на диване - шансов никаких.
Комментарии читателей (0):