Мировой финансовый кризис серьезно ударил по глобальной финансовой системе, продемонстрировав, что мировая экономика превратилась определенным образом в заложников американского доллара. В последнее время эксперты все чаще прогнозируют неизбежность дефолта американских денег, убеждая всех в том, что момент – когда американская экономика «даст трещину» – всего лишь вопрос времени, и тогда «гора» долларовых резервов может растаять просто на глазах. Среди прочего обсуждаются варианты развития событий после удешевления доллара. Например, в СМИ появлялась информация о возможности изъятия доллара из обращения и введение новой валюты, о пересмотре границ Канады, Мексики и США таким образом, чтобы убрать внутренние рубежи и создать так называемый Североамериканский Союз (NAU).
Положительным примером отказа от взаиморасчетов в долларах, безусловно, можно считать Европу, которая еще в 2002 году ввела евро, обезопасив (как заявлено) себя от возможного валютного дефолта. В начале января евро признано официальной валютой и в Словакии.
Конкретные шаги на пути отказа от использования доллара в качестве основной резервной валюты и перехода на новую валюту принимает Китай. В частности, между этой страной и Россией уже имеется договоренность о неиспользовании доллара в финансовых взаиморасчетах. Китай договорился и с некоторыми странами Восточной Азии отказаться от доллара при взаиморасчетах в торговле, назвав в качестве официальной версии – ухудшение торгового баланса из-за удешевления доллара по отношению к юаню.
О перспективах «зеленых бумажек» в мировой финансовой и экономической системах рассказали эксперты ИА REX.
ИА REX: При каких условиях возможен полный крах американского доллара?
Алексей Семенихин – журналист, Киев, Украина:
Крах доллара – состоится без всяких на то условий. Это – следствие пошедшей вразнос системы. Единственное, что может отсрочить крах доллара – глобальный вооруженный конфликт. Иных вариантов – нет и не предвидится.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Леонид Пайдиев – кандидат экономических наук, эксперт канала "OPEC.ru" и Фонда поддержки законодательных инициатив, Россия:
Когда страны экспортёры - Китай и арабы и Германия больше не смогут (не захотят) кредитовать США.
Николай Лагун – политолог, Днепропетровск, Украина:
Могущество доллара обеспечено лишь человеческим фетишизмом и давно вышло из области реальной экономики.
Владимир Беляминов – политолог, Харьков, Украина:
Касательно краха доллара – это в нынешних условиях такая же утопия, как и отказ человечества от денег и переход на натуральные расчеты. После того как доллар стал после Второй мировой войны резервной валютой планетарного значения, а в 1973г. вообще отменили «золотой стандарт» (привязка цены доллара к
золоту) и доллар стал выполнять функцию необеспеченной активами мировой валюты, которая связала всю мировую экономику. Условие, при котором доллар может окончательно рухнуть – это отказ в одночасье всех стран от признания его в качестве резервной валюты и переход на взаиморасчеты через другие финансовые механизмы.
Юрий Шимановский – писатель, Мертл Бич, США:
Я думаю, никаких дополнительных условий не потребуется, они уже есть. Нужно только подождать. Совсем не понятно, как США намерены выкручиваться, обладая таким долгом. Я выскажу общепринятый прогноз – крах неизбежен, хотя бы потому, что, в сущности, доллар – фальшивые деньги. У США нет эквивалента, чем его измерять. Весьма странные, я бы сказал «глупые» деньги. Такое впечатление, что весь мир расплачивается конфетными бумажками. При этом хорошо понимает, что это конфетные бумажки.
Юрий Бликов – сценарист, кинорежиссер, Одесса, Украина:
Полный крах американского доллара, на мой взгляд, возможен при совпадении двух, совершенно невероятных условий:
А) Одновременный полный отказ всех стран от доллара, как расчетного эквивалента, как внутри стран, так и между государствами.
Б) Вливание критичной массы наличных долларов, имеющих хождение исключительно за рубежом США, на внутренний рынок США. Причем критичность наличной массы нужно рассчитывать, исходя из реального статуса экономики США, на момент вливания.
Федор Толстой – IT-предприниматель, поэт и переводчик, Бостон, Массачусетс, США:
Ни при каких (за исключением столкновения Земли с астероидом).
Основной проблемой доллара называют высокий национальный долг США. Но его уровень далек от критического. В Японии уровень национального долга выше в разы, к примеру. И что? Вызвало это крах иены? Пока не видно, скорее, видно ее рост. Так как Япония по-прежнему обладает мощной экономикой.
Кроме того, на стабильность экономики США напрямую завязаны экономики других стран, включая экономику ее кредиторов: Китая, нефтедобывающих стран. Все мы помним, когда экономика США чихнула два года назад, у России и многих других чуть не случилось воспаление легких. То есть именно этот фактор, а не кредиты, надежно страхует доллар от любых целенаправленных действий на его дестабилизацию.
Маловероятен вопрос: «Что будет, если китайцы резко откажутся от долларовых активов!». Во-первых, этим они навредят себе гораздо больше чем Штатам. Во-вторых, они еще не сошли с ума. Если же они будут уменьшать их долю в течение 50 лет – то ничего страшного не будет.
Юрий Юрьев – политконструктор, Одесса, Украина:
В случае вооружённых конфликтов на территории США, или конфликтов, пресекающих торговые пути. Например, «бунт «Черных Пантер» не поспособствует росту курса доллара. Ранее так притихли Флоренция и Англия, бывшие «безопасными для денег островами», и поэтому ставшие центрами «сеньоража» на период их полной безопасности от агрессий.
ИА REX: Согласны ли вы с мнением, что доллар не обесценится до тех пор, пока большинство стран мира будут зависеть от кредитов, полученных в долларах с легкой руки США?
Алексей Семенихин:
Доллар, скорее всего, ждет гиперинфляция, а затем схлопывание пузыря. Сделают это очень быстро, чтобы никто не опомнился, и никто не смог ничего предпринять. Сценарий, к которому я склоняюсь – описан в романе Драйзера «Финансист»: гиперинфляция, затем скупка ценных активов, затем – все. Таким образом, в результате так называемого «гипера» США полностью аннулируют свой внешний и внутренний долг, начнут с чистого листа, плюс, в чьих-то руках окажутся не просто фантики – но активы. Кто был очень богат – станет еще богаче. Кто был просто богат – останется ни с чем.
Леонид Пайдиев:
С точностью до наоборот. Именно эти люди мечтают, чтобы их долги стали пылью. За доллар переживают те, кто ведёт в них расчёты и имеет много активов, номинированных в долларе. То есть страны с экспортно-ориентированной экономикой.
Они сейчас из всех сил поддерживают США. Но скоро их сил не хватит: ни Китай, ни Германия не могут всё время субсидировать США, у них много проблем. Они попытаются перейти на иную систему расчётов.
Николай Лагун:
Доллар нужен элитам практически всех государств, дабы быть вовлеченными в надувную «глобальную финансовую систему». Причем упомянутая вовлеченность означает само существование этих элит. Для США и других развитых стран Запада «мировая экономика» американского надува необходима для поддержания могущества и стабильности «демократического общества», содержащего кроме атрибутов этого могущества еще и толпы иждивенцев. Для стран третьего мира эта экономика также жизненно необходима в целях, как минимум, предупреждения социальных взрывов в результате безработицы при отсутствии собственной производственной базы.
Владимир Беляминов:
Доллар не обесценится до тех пор, пока в сознании человечества он не перестанет восприниматься как средство расчета и мерило всего, эквивалент оценки национальных валют, которые являются денежным выражением стоимости товаров в национальных экономиках. Касательно долларовых кредитов (в частности, через мировые финансовые институты – МВФ, Всемирный банк), то здесь действительно складывается механизм, когда на кредитование идет ничем не обеспеченная полувиртуальная денежная масса, избыток которой выплескивается в мировую экономику из США, а возвращаются займы за счет реального ВВП стран-заемщиков. Поэтому зависимость стран от долларовых кредитов и жизнеспособность доллара в данном случае, на мой взгляд, не является значимым определением судьбы валюты США. Просто так все идет по инерции, если изменить процесс, то валюта США станет никому не нужной.
Юрий Шимановский:
Замечательно то, что Америка сама обладатель астрономического кредита, от которого рада бы безвозмездно отделаться. Выход один, отказаться от доллара. Одновременно, отказаться от влияния в мире. Что важнее? Первое должно перевесить, поскольку влияние само по себе снижается. Значит, настанет момент, когда влияния не останется, а долг будет еще больше, чем сейчас.
Юрий Бликов:
Нет, не согласен. Во-первых, долларовые кредиты – это только одна из форм финансовой деятельности. Во-вторых, не только США кредитуют в долларах.
И третий, самый важный момент, – обесценивание доллара может быть искусственной мерой, применяемой в финансовых войнах. США уже продемонстрировали эффективность такого оружия, в войне «Доллар-Евро», в 2002 году. Сыграв на понижение доллара, при резко подскочившем курсе евро, Америка добилась невероятного ценового преимущества для своих товаров, одновременно доведя производство Европы практически до стагнации.
Федор Толстой:
Первое не имеет никакого отношения ко второму. Страны мира могут получать кредиты в евро, юанях или иенах (а некоторые кредиты и сейчас основаны на корзине валют) – на стабильность доллара это не влияет.
Необходимо понимать, что именно из себя представляет современная валюта. Это не обязательство, как было раньше, выдать взамен определенное количество золота или серебра. Но это обязательство правительства выпустившей его страны приложить усилия к сохранению ее покупательной способности.
Имеет ли возможность правительство США сохранять эту покупательную способность? Да. Ведь оно контролирует 25% мирового ВНП (и может облагать это налогами как считает нужным), самый большой в мире золотой запас (текущей стоимостью 5 триллионов долларов), наконец лидерство в большинстве современных технологий.
Юрий Юрьев:
Если кредитор ослабеет – это не прибавит стимулов возвращать средства, даже в обесценивающейся валюте. Долги придётся «выбивать», если ещё будет чем «выбивать».
ИА REX: Какие последствия ожидают мировую экономику, если доллар заменят новой валютой?
Алексей Семенихин:
Да никаких особенно. Замена «шила» на «мыло» не решит ничего, пока не будет решена главная проблема: что такое резервная валюта, и кто её будет печатать. Помнится, старина Ротшильд говорил: «Дайте мне контролировать выпуск денег в государстве – и мне нет дела до того, кто пишет его законы». Следовательно, тот, кто будет ответственен за старую/новую/любую мировую резервную валюту – тот и будет стоять выше всех норм, правил и законов. Кто-то будет плавить сталь, кто-то будет добывать нефть. А кто-то будет выпускать фантики – за которые будет покупать нефть, сталь, будет назначать правительства и свергать неугодных с трона.
Леонид Пайдиев:
Если валют будет несколько, то мир расколется на несколько конфликтующих военно-политических блоков (США-ЕС-Китай). Если и останется одна валюта, то будет глобальная империя. США хотят сохранить доллар, но сил пока явно не хватает. Для этого им необходимо разгромить и Китай и ЕС.
Николай Лагун:
Американский печатный станок, выпускающий горы макулатуры, держит в подчинении весь мир, и никто с этим особо не спорит. Кроме экономики есть политика, а последней всегда и везде больше. Если представить себе «естественно-экономический» крах американской кредитной системы, то мы должны представить себе «естественно-политические» шаги США для предотвращения собственного коллапса. Тогда социальные взрывы внутри стран-поставщиков дешевой рабсилы и ресурсов неминуемо превратятся в реальные. Поэтому, кстати, только США хуже всех терпят сравнимых именно по военной силе, а не экономическим показателям, геополитических конкурентов. Мир для США – не цель, а всего лишь одно из средств достижения собственной неуязвимости. Период, когда последнюю способен обеспечить печатный станок.
Владимир Беляминов:
Если страны откажутся от использования доллара в качестве мировой резервной валюты, в таком случае он превратится в обычную валюту одной из стран. Если доллар станет никому ненужным, он так и останется денежной единицей США, тем более не обеспеченной активами и в одночасье из всемогущего доллара превратится в клочок бумаги, стоящий ровно столько, сколько идет на полиграфические расходы его производства.
Юрий Шимановский:
Для Америки – катастрофа, конечно. Для других стран – тоже приятного мало. Китаю – особенно. Поэтому стремление других стран отказаться от доллара в долговременном аспекте можно только приветствовать. Собственно, другого пути у них нет. В выигрыше останется тот, кто сделает это раньше и лучше всех.
Юрий Бликов:
Практически никаких. Возможно, незначительно изменится статус ключевых игроков мирового экономического пространства, но нужно совершенно точно понимать, что существование доллара, как международной расчетной единицы, весьма мало определяет статус мировой экономики. Последний кризис это наглядно продемонстрировал. Доллар не обвалился, не подпрыгнул до небес, что не помешало лопнуть колоссальному финансовому пузырю. И сам этот взрыв, потрясший основы мировой экономики, весьма незначительно отразился на долларе. Отсюда очевидно, что долларовая персонификация, расчетного эквивалента мировой экономики, не играет никакой роли, важно только товарное обеспечение эквивалента, ВСЕМИ пользователями эквивалента. Этот момент я хотел бы подчеркнуть, поскольку часто можно слышать и читать аргумент, дескать, Америка печатает «необеспеченные бумажки», совершенно упуская из виду товарное обеспечение, которое дают доллару ВСЕ страны, пользователи этого эквивалента.
Федор Толстой:
Этот вопрос сродни вопросу: «Какие последствия ожидают Землю, когда погаснет Солнце?». Да, Солнце погаснет, в этом нет сомнений, но произойдет это через миллиарды лет. Также и уменьшение роли доллара будет происходить – но постепенно, в течение десятилетий. Основной причиной его будет укрепление экономической роли Китая и, соответственно, его валюты. Мировая экономическая система постепенно к этому будет приспосабливаться и ее периодические кризисы (которые так же неизбежны) не будут напрямую с этим связаны.
Скажем, не так уж давно мировой валютой был фунт стерлингов, доллар был одной из многих других валют и не самой стабильной. Какие последствия были для мировой экономики от заката Британии и ухода фунта с роли мировой валюты? Правильно, никаких.
Вообще гораздо более интересным и неизвестным является: сумеет ли США сохранить свое инновационное, технологическое лидерство, под эгидой которого прошел 20-й век. Если не сумеет – тогда мир ожидают серьезные перестановки и потрясения.
Юрий Юрьев:
Никаких особых последствий, так как мир привык жить в мультивалютной среде. Возможно, даже снизятся международные угрозы, поскольку США «по карману» создавать напряжённости на границах взаимодействия евро и рубля, а иным манипуляторам это будет не «по карману».
Комментарии читателей (0):