В Белграде 15 февраля прошел митинг в защиту Косово и Метохии. Вокруг памятника императору Николаю II в центре сербской столицы собралось около 5000 человек, выступающих против возможного подписания сербскими властями франко-германской инициативы по Косово. Выступления некоторых участников митинга с импровизированной сцены сербские службы безопасности восприняли как призыв к насильственной смене власти и открытую угрозу в адрес президента Александра Вучича. После митинга были задержаны журналист портала «Србин.инфо» Деян Златанович, заявивший, что любого, кто подпишет франко-германский план, ждет убийство, и лидер правого движения «Народный патруль» Дамнян Кнежевич, высказавший готовность пойти в деле защиты Косово «на большее, чем уличные беспорядки». Также стало известно, что в городе Сремска Каменица полиция задержала двух граждан, которые направлялись на митинг в Белграде, прихватив с собой укороченную винтовку с оптическим прицелом. По данным представителей органов правопорядка, задержанные являются соратниками Кнежевича, который в ноябре 2022 года посетил «ЧВК Вагнер Центр» и заявил, что верит в скорую победу России в СВО. Этого было достаточно для того, чтобы в некоторых СМИ появились заявления, согласно которым в организацию митинга в Белграде вмешались некие «пророссийские силы».
Что действительно происходило на митинге в Белграде, в интервью REX рассказал один из его непосредственных организаторов, профессор международного права Университета в Косовской Митровице Деян Мирович.
После митинга в защиту Косово и Метохии, который 15 февраля прошел в центре Белграда, сербские власти заявили, что он был направлен против них. Несколько граждан было задержано полицией из-за «призывов к насильственной смене власти». Что происходило в этот день на площади вокруг памятника Николаю II в Белграде?
Прежде всего я хотел бы отметить, что на митинг вышло довольно много людей – около 5000. Это было намного больше, чем мы ожидали, так как за организацией мероприятия не стояла ни одна политическая партия. Для режима это было сюрпризом, и поэтому он, используя подконтрольные себе СМИ, попытался выдать оправданное народное недовольство, вызванное рассмотрением франко-германского плана по Косово и Метохии, за «вакханалии» неких экстремистов и „вагнеровцев“, которые прямо с улицы направились в здание администрации, чтобы убить президента Сербии. Все это неправда, и это можно доказать одним простым фактом. Я являюсь организатором упомянутой акции протеста, я анонсировал ее проведение в управлении полиции. Если бы речь шла о попытке насильственного захвата власти, о какой-то террористической акции или госперевороте, меня бы арестовали одним из первых.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.02.23 Сербия Вучича против России: Белград может ввести санкции против Москвы уже в апреле
- 15.02.23 Сербский политик: Вучич обещал Западу разорвать отношения с Россией
- 13.02.23 Вучич введёт санкции против России, и она с этим уже смирилась
- 09.02.23 Эксперт: Вучич подошёл к финальной точке предательства сербских интересов
Также, если взглянуть на требования, которые выдвинули участники митинга, то видно, что все они говорят о необходимости соблюдения конституции Сербии и резолюции 1244 СБ ООН по Косово и Метохии, которая подтверждает суверенитет Сербии над ее южным краем. Мы ссылаемся на конституцию, которую нарушает как раз Александр Вучич, участвуя в незаконных и непрозрачных переговорах по Косово. Это первый момент.
Второй момент – на митинге не было никакого насилия, никто не пытался ворваться в здание Президиума, которое находится напротив. Мы, организаторы митинга, вместе с нашими друзьями – косовскими сербами, попытались дойти до канцелярии, принимающей обращения граждан (она находится у входа в здание), и передать список наших требований в письменной форме. Это вполне демократическая процедура. Но там нас встретил кордон полицейских и люди, которые не были в форме, непонятно, к какой группе они принадлежали.
Вы упомянули ЧВК „Вагнер“. Президент Сербии после встречи с представителями силовых ведомств заявил, что он «не нуждается в том, чтобы кто-либо из вагнеровцев похлопывал его по плечу и говорил, что ему нужно делать». Пожалуйста, прокомментируйте эти слова Александра Вучича.
Сначала надо доказать, что я как организатор митинга контактировал с какими-то представителями „Вагнера“ или, например, встречался с Евгением Пригожиным. Я не знаю этих людей, а они даже не подозревают о моём существовании.
Также президент говорит, что он не хочет, чтобы кто-либо из „Вагнера“ «похлопывал его по плечу и говорил ему, что делать». Насколько мне известно, „Вагнер“ в Сербии не внесен в список террористических организаций. Также я знаю, что посол США Кристофер Хилл, который действительно говорит Вучичу, что ему можно, а что нельзя делать, является военным преступником, участвовавшим в подготовке бомбардировок Сербии в 1999 году. Между военным преступником Хиллом и «Вагнером», который в Сербии не является запрещённой организацией, Вучич выберет своего куратора Хилла.
В некоторых сербских СМИ после митинга, прошедшего 15 февраля, обвинили Россию в том, что она вмешивается во внутренние дела Сербии. В чем смысл подобных обвинений?
Эти обвинения появились в прессе из-за того, что Александр Вучич готовит почву для введения антироссийских санкций. Это уже вопрос нескольких недель. Поэтому мирные акции протеста там попытались представить как нападение на самого президента. Выходит, что в Сербии около 5000 вагнеровцев – примерно столько людей было на митинге, включая женщин и детей.
Александр Вучич заявил, что на митинге присутствовали представители нескольких парламентских оппозиционных партий, и поэтому собрание носило политический характер. Какие партии он имел в виду?
Насколько мне известно, там не было представителей политических партий. Даже наиболее оппозиционные партии опровергли эту информацию. Вучич, по всей видимости, таким образом сводит счеты со своими политическими противниками, хотя они не принимали участия в мероприятии и даже не агитировали граждан выйти на митинг. Они не препятствовали его проведению, но и не помогали. Оппозиция не набралась смелости выйти на улицу, но она очевидно не готова публично согласиться с предательством Косово и Метохии и введением санкций против России. Поэтому она раздражает президента, который хотел бы, чтобы все думали и поступали как он.
Давайте вернемся к главной причине для проведения митинга – возможному подписанию франко-германского плана по Косово.
Это капля в переполненном стакане. Вучич уже шесть месяцев ведет переговоры по франко-германской инициативе, но во время своего недавнего выступления в парламенте он даже не прочел депутатам текст этого документа. Это просто неслыханно. Президент ведет переговоры о сдаче 15% государственной территории сепаратистам в Приштине, но при этом не желает показать народным представителям в парламенте этот документ.
Я верю, что граждане Сербии и впредь будут выходить на улицы, чтобы выразить несогласие с подобными действиями властей, несмотря на аресты некоторых участников митинга. Я здесь прежде всего имею в виду журналиста Деяна Златановича и лидера движения «Народные патрули» Дамняна Кнежевича.
Кнежевича сербские СМИ обвиняют в том, что он поддерживал связи с членами «Вагнера». Органы правопорядка подозревают его в том, что он контактировал с другим гражданином, который проживает довольно далеко от места проведения митинга и который нелегально хранил у себя дома укороченную винтовку. Вот я сейчас в Белграде, Вы в Москве. Если окажется, что у меня есть что-то нелегальное, могут обвинить Вас. Мы же общаемся, не так ли?
Комментарии читателей (0):