Российско-армянский диалог в беседе с Германом Садулаевым

Это интервью можно назвать беседой двух писателей из России и Армении о сложившейся ситуации, о реалиях и перспективах взаимоотношений двух стран. Имя Германа Садулаева широко известно не только читателям, но и всем, кто интересуется политикой. Он – один из немногих, кто отвечает за дискурс, за размышления о левой стороне, с кем можно говорить о наболевшем, и в то же время знать, что его ответы будут добрыми и светлыми.
29 июля 2016  13:24 Отправить по email
Печать

Рубен Ишханян: Я знаю, что вы призываете всех быть объективными, поэтому у меня к вам просьба – постараемся во время интервью быть максимально искренними и судить о сложившейся ситуации так, как она есть на самом деле. Как сказал о вас Павел Зарифуллин: «У Садулаева есть то, что наши люди ценят больше всего. Ощущение честности, истинности того, к чему он призывает, праведности его пути. Это цельный и сильный человек». Вы баллотируетесь в Государственную Думу в Санкт-Петербурге по 218-му округу от КПРФ. Ваша цель? И как это повлияет на армян, проживающих в Санкт-Петербурге, которых у вас не мало? В одном из ваших последних статусов вы сказали: «Я вообще евразиец и практически тюркофил. Я за широкий союз русского мира с тюркским миром».

Герман Садулаев: В плане национальной политики моя цель – дружба народов. Но я выступаю против бесконтрольной миграции. За визовый режим со странами ближнего зарубежья, включая Закавказье и Среднюю Азию, которые не состоят ни в военном союзе (ОДКБ), ни в экономическом (ЕврАзЭС) с Россией. По-моему, это логично. Если у нас единое военное и экономическое пространство, то и границы должны быть открыты. А если кто-то не присоединяется к нам, а, напротив, склоняется к соперничающим блокам и союзам, то никакого смысла нет держать с такими странами безвизовый режим. Татар я люблю. И армян люблю. Я всех люблю. Но политика страны должна строиться на принципах целесообразности и быть прагматичной и отвечающей требованиям момента. Если я стану депутатом, если моя партия, КПРФ, будет сильна в Думе, то армянам, живущим в Петербурге, от этого будет только лучше. Мы надеемся на поддержку петербуржцев, в том числе армян, которые являются очень важной, давней и естественной частью общества в нашем городе. Сейчас Армения в военном союзе с Россией, и в процессе экономической интеграции. Поэтому контакты Армении и России должны быть максимальными, а барьеры между странами минимальными. Не потому, что мы меньше любим грузин или азербайджанцев. Но Грузия и Азербайджан не находятся с нами ни в военном, ни в экономическом союзе. Это их собственный выбор. Поэтому мы должны иметь с этими государствами визовые, таможенные и прочие барьеры.

Рубен Ишханян: После распада СССР прошло двадцать пять лет – достаточно большой срок, чтобы выросло новое поколение, которое уже не помнит «дружбу народов», не знает, какой смысл вкладывали в нее советские люди. Перед новым поколением Армении и России открываются новые реалии и перспективы взаимоотношений, которые не складываются в те сложившиеся стереотипы, которыми продолжали жить люди даже после распада союза. Каковы, по вашему мнению, современные отношения России и Армении? И есть ли между нашими странами – диалог? Нужны ли мы друг другу?

Герман Садулаев: Конечно, мы нужны друг другу. У нас общая судьба. Это не случайность, а историческая закономерность, что мы жили в одном государстве веками. Вы же помните, изначально Россия вообще пошла на Кавказ только ради соединения с Арменией и Грузией. Сейчас наши отношения недостаточно близки. Мы как-то охладели друг к другу. Но это пройдёт. Мы обязательно снова будем вместе. В том или ином виде – как друзья, партнёры и союзники.

Рубен Ишханян: После четырехдневной карабахской войны в апреле этого года, когда стало ясно, что Россия – будучи стратегическим партнером Армении, поставляла большое количество наступательного оружия Азербайджану в соответствии с контрактами как своему стратегическому партнеру, что, естественно, привело к эскалации Карабахского конфликта, отношения России и Армении раскололись. Я хочу отметить именно «наступательное оружие», а не оружие вообще. И если, учесть тот факт, что после распада СССР в 1993 году Борис Ельцин обратился к зарубежным правительствам и международным организациям с просьбой «предоставить России особые полномочия как гаранту мира и стабильности на территории бывшего СССР», то Россия сейчас выполняет эту функцию или нет? Может ли Россия быть гарантом сегодня?

Герман Садулаев: Мне печально от того, что конфликт в Карабахе не утихает. Вдвойне печально, что Россия поставляет оружие и той, и другой стороне. Но я хочу отметить, что война в апреле этого года стала четырёхдневной, а не четырёхмесячной, и так далее, отчасти и потому, что Азербайджан не решился на полномасштабные военные действия против Армении, члена ОДКБ, зная, что за Арменией стоит Россия. Россия по-прежнему выполняет функцию гаранта мира на территории СССР. Не идеально выполняет, иногда даже неудовлетворительно. Но больше некому. Альтернативы нет. НАТО и Америка не заинтересованы в стабильности. Они, напротив, заинтересованы в разгорающихся конфликтах. Поэтому, не стоит обижаться на Россию за то, что она моментально не ввела в Баку свои танки, в ответ на агрессию Азербайджана в Карабахе. Но Россия и не осталась в стороне. Россия помогла остановить военные действия. Российская дипломатия работала над этой задачей. Что касается конкретно поставок оружия, то мы живём, к сожалению, в мире капитализма. Современная Россия, к сожалению, капиталистическое государство. Капиталистам важнее всего деньги. Капиталисты будут поставлять наступательное оружие даже сомалийским пиратам, если пираты будут хорошо платить. Капиталисты рано или поздно продадут ядерное оружие террористам, когда террористы будут готовы дать за него нужную капиталистам цену. Нет такого преступления, которое не совершили бы капиталисты за 300% прибыли. Я не думаю, что в этом смысле российские капиталисты хуже или лучше армянских, азербайджанских или турецких. У капитала нет нации. Поэтому выход только в социализме. Поэтому мы идём во власть. Когда у власти будет КПРФ, мы не будем продавать оружие налево и направо только ради выгоды. Мы будем смотреть, кто нам союзник, а кто соперник.

Рубен Ишханян: Герман, как вы думаете, каковы были причины руководства Азербайджана для начала четырехдневной войны спустя двадцать два года после Карабахской Войны? Сами эксперты разошлись во мнениях. По мнению одних, «маленькой победоносной войной» Алиев пытался заглушить социальное недовольство в стране, другие уверены, что Алиев втянулся в авантюру по просьбе президента Турции Эрдогана, который после череды громких внешнеполитических провалов, мог на волне карабахского конфликта вернуться в ряды политиков, способных влиять на ситуацию в регионе, одновременно создав очередной очаг напряженности на границе с Россией. И в какой степени цель их была достигнута? Или же все пошло не так, как ожидалось?

Герман Садулаев: Прежде всего, всё пошло не так, как хотели агрессоры, потому, что армянские воины продемонстрировали решимость стоять до конца. Нагорный Карабах снова показал, что он готов отстаивать свой выбор. Это главное. Решимость. Никакая дипломатия и никакая помощь союзников на самом деле не поможет, если сам народ не готов сражаться за себя. Цели агрессоров были провалены. А задачи им были поставлены извне, для меня это очевидно. И даже не из Анкары, а из Вашингтона. Они там давно приняли решение окружить Россию горящим кольцом малых войн. Поэтому они будут раздувать конфликты в Нагорном Карабахе, в Абхазии, в Южной Осетии, в Приднестровье и на Украине. Будут создавать напряжённость в Средней Азии. И даже что-то хотят устроить с Прибалтикой, хотя нам Прибалтика ну вообще не интересна, отрезанный ломоть.

Рубен Ишханян: В июне Турция и Россия помирились, в июле в Турции была попытка устроить госпереворот, который за последние 60 лет был пятый по счету. Следом за Турцией началась попытка переворота в Армении. В ночь военного переворота Россия довольно быстро выразила поддержку Эрдогану и призвала завершить конфликт миром, в то время как Россия на счет Армении до сих пор молчит и лишь высказывается о возможности вмешательства в события в Ереване. Я понимаю, что России нужна Турция в составе НАТО, а НАТО, после того как Эрдоган решил отыграться и рассмотреть возможность введения смертной казни для участников переворота, начал угрожать исключением, потому как для ЕС смертная казнь не приемлема. Но, видимо, Россия согласится в любом случае видеть в Турции надежного партнера и стратегического союзника, как и в Азербайджане, тем самым, выбирая союзников и противников для сохранения собственной цивилизации и превращения в объект для манипуляции стратегов глобализации. Какова геополитика России в Турции и в Азербайджане? В чем ее цель? В чем ее заинтересованность?

Герман Садулаев: 3 августа, в день рождения погибшего российского пилота Олега Пешкова, мы выходим на митинг. Мы не согласны со столь быстрым и неоправданным разворотом в сторону Турции. Политика Турции не изменилась, она по-прежнему не дружественна нам и связана с исламскими террористами и экстремистами. Я признаю, что политика должна быть прагматичной. Но прагматизм и сиюминутная выгода – это далеко не одно и то же. Я не против Турции и турецкого народа, но Эрдоган и его клика – ненадёжные союзники. Что касается Азербайджана, то его проблема в том, что он слишком ведом Турцией и Западом. Для нас это неприемлемо. Мы заинтересованы в мире и стабильности во всём кавказском регионе. Это наша главная цель. А, как показывает практика, Турция и Америка напротив, разжигают войны. Поэтому, ради общего блага, надо уменьшать внешнее влияние разжигателей войны в Закавказье. Пусть государства Закавказья ведут свою, самостоятельную политику. И тогда они быстро поймут, что в их интересах, в интересах их народов – дружить между собой и с Россией.

Рубен Ишханян: Все мы понимаем, что у России есть самый большой враг – НАТО во главе США, принявшая к себе сразу же после распада СССР прибрежные зоны - Литву, Латвию, Эстонию, чтобы выдавить Россию с этой зоны. Потеряв и прибрежную Украину, и прибрежную американизированную Грузию, у России, кажется, нет другого выхода, как сделать своими партнерами тех, с кем, на первый взгляд ее ничего не объединяет кроме территориальной заинтересованности. Какова возможная роль Армении во взаимоотношениях России с Турцией, если учесть, что в свое время Армения была для России – форпостом, а при наличии дружбы с Турцией и Азербайджаном стратегическую важность может потерять? Ведь, как показывает реалии, Россия готова закрыть глаза на факт, что в карабахском конфликте Турция всегда будет выступать последовательным сторонником Азербайджана и противником армян, а ей придется, как стратегическому партнеру этих двух стран, в итоге отказаться от партнерства с Арменией.

Герман Садулаев: К сожалению, Армения относительно слаба в военном смысле, в экономическом смысле и, как следствие, в политическом смысле. Поэтому мы вынуждены учитывать влияние более сильных игроков. Мне кажется, решение в том, чтобы усилить Армению и сделать своей опорой в регионе. Но готова ли к этому Армения? Не предаст ли нас политическая элита Армении? В этом я не уверен. Может случиться так, что любую поддержку политическая элита примет как должное, а оказать России поддержку взамен – откажется. У нас обширный опыт таких ситуаций. Например, с Крымом – заявила ли Армения конкретно и недвусмысленно о поддержке воссоединения Крыма с Россией? А ранее, признала ли Армения независимость Абхазии? Да хотя бы в допинговом скандале, поддержала ли Армения Россию? Армения часто сетует на то, что Россия не поддержала Армению там или сям. А как часто сама Армения поддерживала Россию в спорных и тяжёлых ситуациях? Если всегда и безоговорочно поддерживала – то примите мои извинения за мою неосведомлённость. Тогда, придя к власти, мы сделаем Армению своей опорой в регионе. Но мы должны быть уверены. Надеюсь, вы понимаете, о чём я. Не всегда надо ставить вопрос так: а чем нам может помочь Россия? Иногда надо ставить вопрос иначе: а как мы, Армения, можем помочь и как мы помогаем России? Или только ждём помощи, а сами не готовы предоставить помощь в ответ? Мы равные стороны. Мы должны помогать друг другу. Помощь не должна идти только в одном направлении.

Рубен Ишханян: Геополитика оперирует понятиями цивилизации суши (landpower) и цивилизации моря (seapower). Цивилизация Суши – Россия и Китай, как и цивилизации моря – НАТО во главе с Америкой. Только если бы все делилось на черное и белое…, но мы ведь знаем, что когда США соперничают с Китаем,то каждая из сторон заинтересована в том, чтобы ресурсы России находились под ее контролем. Китайцам они нужны для развития своей экономики, американцам необходимо, чтобы российские ресурсы не достались китайцам. Что будет Россией в этом плане, ведь она в одиночку не сумеет быть оппонентом Запада? И какова перспектива развития взаимоотношений России с Китаем в борьбе с цивилизацией моря?

Герман Садулаев: Теория противостояния цивилизаций суши и моря интересная, но, как всякая теория, она несколько схематична и не охватывает всего многообразия реальности. Россия не может и не обязана быть в одиночку оппонентом Запада. Лучшая перспектива для России в формировании тесного союза с Индией. Индия примерно в одно время с Арменией заявила о своём желании войти в Таможенный Союз! Мы даже не представляем себе, как бы изменился мир, если бы эта интеграция была эффективно осуществлена. Беларусь, Новороссия, Россия, Армения, Казахстан, Индия. Вот такой может и должен быть организован союз, и не просто союз, а конфедерация. Это перевернёт мир.

Рубен Ишханян: И последний вопрос мне бы хотелось задать вам о «культурной политике» и «мягкой силе». После четырехдневной войны Россия в Армении активизировалась именно в этой сфере, о чем свидетельствует приезд господина Швыдкого и желание в Армении организовать фестиваль российской культуры, возобновление форума Переводчиков и Издателей стран СНГ и Балтии. Может ли сегодня культура решать глобальные проблемы, когда то и дело в мире можно увидеть революционные вспышки?

Герман Садулаев: Культура может и должна способствовать сохранению и упрочению мира и дружбы между народами. Это безусловно. Самая мягкая и самая лучшая сила – это добро. Свет слова, свет культуры. Армения не должна терять Россию. А Россия не должна терять Армению. Давайте читать книги друг друга, смотреть фильмы, театральные постановки, слушать музыку. Развивать экономическое сотрудничество. И укреплять воинское братство. У нас ещё всё впереди.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть