Мануэль Кастельс: «Мы хотим создать пул знаний». Переосмысление журналистики в Сетевую Цифровую Эпоху. «Ускоряющиеся перемены в современном обществе, обусловленные развитием технологий, подвергают журналистику трансформации во всех возможных направлениях – производства, распространения и использования продуктов труда журналиста. Мы наблюдаем появление новых инструментов и практик, мы ощущаем феномен который одновременно раскрывает веер новых способов создания информационных сообщений и нового определения места профессиональной журналистики в этой новой системе медиа. Все эти перемены распространяют в журналистской среде страх перед вредными последствиями новых трендов, прежде всего, в отношении качества журналистики и выживания профессии как таковой; между тем мы уверены, что происходящее развитие может, на самом деле, мостить путь к лучшей журналистике и более независимым журналистам», - полагает идеолог развития социальных медиа.
«В глобальном сетевом обществе, индивидуальные журналисты не обязательно в равной степени подготовлены для того, чтобы выполнять все три ключевых задачи традиционной журналистики одновременно. Одни умеют собирать данные, факты, создавать или находить изображения; другие лучше умеют интерпретировать собранные данные, а третьи – могут специализироваться в создании привлекающих и эмоционально заряженных историй на основе собранных другими фактов или извлеченных из этих находок смыслов. Но, функционируя как сеть, мы можем оптимизировать ресурсы и создавать синергетические эффекты, и в результате этого будут возникать новые качества творчества. Сетевая журналистка в цифровую эпоху – это не угроза независимости и качеству, лежащим в основе профессии, но возможность освободиться от жесткого корпоративного контроля. Это возможность для журналистов развивать свои способности в том, в чем они наиболее эффективны, и это возможность для общества получить выгоду – как от бесконечного расширения информационных потоков, так и от способности нашей профессии извлекать смыслы и создавать значимые интерпретации – в мире, который все более страдает от информационного одичания», - резюмирует философ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
ИА REX: Как вы оцениваете идеи Кастельса о новой эре сетевой журналистики?
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
Кастельс либо идеализирует будущие возможности, либо обращается к определенному кругу людей. Очевидно, что нынешняя образовательная система Болонского образца направлена на то, чтобы формировать исполнителей, а не думающих людей, принимающих решение. И как будут действовать сетевые журналисты? Явно, что следовать указаниям своих корпоративных редакторов, от зависимости которых так призывает уйти Кастельс. То, что информации много в открытом доступе - это факт, но то, что с каждым днем все меньше людей, которые понимают как с ней обращаться - второй неоспоримый факт. В США уже давно нацелены на создание особой касты гностиков, - своего рода интеллектуалов Золотого миллиарда. Подавляющее большинство просто останется за бортом этого пула знаний. Даже с открытыми базами данных оно просто ничего не сможет сделать.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Всё будет иначе. У людей нет времени выслушивать получасовые монологи даже уважаемых авторов. Поэтому видео "звёзд эфира" будет либо превращаться в тексты, либо вымирать. А подлинная журналистика будет столь же опасной профессией, как разведка. И мы ещё увидим времена, когда на спасение журналистов будут направляться военные силы. А сами журналисты будут набирать рейтинги подобно компаниям, в прямой зависимости от спроса на их акции. И эти "вольные стрелки" будут легко бросать зажравшихся главредов, поскольку за новости будут платить не редакциям, а прямо им самим.
Комментарии читателей (0):