Вечером 14 ноября 2013 года судно Atlantic Navigator, нагруженное урановым топливом, направилось из Санкт-Петербурга в США. Это был последний транспорт подобного рода. Капитан принадлежащего ЗАО "Балтик Меркур" и приписанного к Валетте (Мальта) судна Atlantic Navigator Роман Елохин подписал акт о погрузке. Программа "мегатонны в обмен на мегаватты" - поставки на американские АЭС топливного урана, переработанного из боевого урана советских ядерных бомб, завершена. Важный и символичный этап в российско-американских отношениях пройден.
К моменту окончания программы российский уран обеспечил за прошедшие 15 лет производство 10% всей генерированной в США электроэнергии. Речь при этом идет о всех источниках генерации, включая ТЭЦ, солнечную, гидро-, био- и прочие альтернативные источники энергии. В общей сложности из топлива, полученного из российского оружейного урана, было выработано 7 млрд. МВт/час электроэнергии, что сравнимо с использованием 15 млрд. баррелей нефти, или 3,5 млрд. тонн угля. Уран был извлечен из 20-ти тыс. российских ядерных боеголовок, - отмечает regnum.ru.
ИА REX: Была ли "сделка Гор-Черномырдин" по урану в интересах России или она была изменой?
Сергей Скоков, генерал-лейтенант запаса, начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС России до октября 2011 года:
В условиях, когда наша великая империя была сдана без боя, когда все институты государства, в том числе и те, которые призваны это государство защищать силовыми методами, были дезорганизованы, когда мы, по существу, проиграли очередную мировую войну, было бы нелепо ожидать подписания взаимовыгодных соглашений с победителями. Вступая в полувековую конфронтацию с советской антикапиталистической системой, американские элиты рисковали всем – для них это была битва не на жизнь, а на смерть. Следовательно, не стоило и не стоит питать никаких иллюзий о какой-либо милости со стороны американского правительства и транснациональных корпораций. Полагаю, что такое мог себе позволить только советский народ в отношении побеждённых немцев, освобождённых поляков, чехов и прочих народов.
После поражения мы стали для них источником невероятного обогащения, мы обречены были выплачивать репарации. Замечу, что это отнюдь не единственное подписанное соглашение, которое шло в разрез с интересами нашего государства. И так считают в России многие, а точнее – подавляющее большинство нашего народа.
И вопрос здесь ведь даже не в том, что в рамках конкретной сделки, как утверждают многие отечественные экономисты, стоимость товара (в данном случае – оружейного урана) была в несколько раз занижена. Вопрос в том, что в течение одного десятка лет было проедено советское стратегическое наследие, стратегический ресурс, который накапливался невероятным трудом нескольких поколений в течение целого полувека. Этот ресурс проедался и был окончательно съеден, но совсем не нами: советский оружейный уран давал государству-победителю энергию, которая питала американские заводы и домохозяйства, научно-исследовательские институты и военные базы; именно наш оружейный уран, доставшийся им по бросовой цене, во многом обеспечивал конкурентоспособность американской экономики и образа жизни.
Неужели наша страна не могла бы использовать этот резерв с большей пользой для своей экономики, став, например, крупнейшим мировым энергетическим лидером, крупнейшим экспортёром чистой атомной энергии? Но теперь об этом остаётся только гадать.
Полагаю, что если наше военно-политическое руководство, крупный бизнес и научное сообщество не смогло предотвратить или хотя бы смягчить последствия данного соглашения, то вполне уместно вспомнить слова, произнесённые Павлом Милюковым с трибуны Государственной Думы Российской Империи IV созыва: "Что это – глупость или измена?!" И это должно стать хорошим уроком для всех, уроком, который требует принятия мер по недопущению подобного впредь.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Детали сделки как-то обосновывались и как-то устроили и власти и народ. Вполне возможно, что сделка имела более важный невидимый слой, спасая Россию от эскалации гонки вооружений и разорения бюджета, и что нынешняя экономическая стойкость России - побочный и плановый эффект сделки.
Возможны и иные невидимые слои, например, в сделке могли использоваться материалы из Украины, добровольно сдавшей ядерное оружие России, хотя могли бы подарить и США, как подарили, к примеру, торговый флот черноморского пароходства, крупнейший флот в мире. Так что однозначные выводы обо всех составляющих сделки могут делать лишь секретоносители и в доступных им ценах. Например - вести соотношение выплаченных 17 миллиардов долларов к невыплаченным деньгам, но и учитывать "непотраченные" средства в сотнях миллиардов долларов, которые бы пришлось экстренно тратить при расширении НАТО на Восток агрессивнее, чем это происходило.
Подобным же образом можно считать и эффект от персоны Черномырдина во всех его делах, зная все секреты. Например, стоимость оборонительного рубежа на границах России от Украины, как члена НАТО. Возможно, что эта стоимость даже не в десятках миллиардов, а в сотнях. И тогда становятся понятны "ужимки и прыжки" Черномырдина в качестве посла, слив им русского движения, стяжательство на газовых магистралях и конечный шедевр - "Майдан", превративший бывшего союзника России в плательщика за газ по мировым ценам, что явно обогатило "Газпром" и его владельцев, но создало в подбрюшье России из бывших союзников с многомиллионным мобресурсом - в лучшем случае нейтралов.
В глазах обывателя Черномырдин со всеми его сделками может выглядить отвратительно. Но у власти своя логика, сегодня им позарез нужны деньги, завтра позарез нужны защитники. Защитники всем нужны, даже оффшорным фирмам и банкам. Черномырдин занимался деньгами, как будто ему не нужны защитники из сородичей. Денег он накопил, а сородичей - растерял. А теперь - представим себе, что такова политика России в целом, и завтра Россия отправит по стопам Украины Кубань, и тамошние "кубанские" ракеты своей начинкой снова поедут в США, под аплодименты "кубанского народа и кубанской государственности". К сожалению, мы не можем знать, будет ли это. Но если власти дадут внятную оценку событиям по сделке "Гор-Черномырдин", начиная с того, что Гор пролетел на выборах в США, и обосновав деятельность Черномырдина, то можно будет надеяться, что Россия не грабит себя.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Это приемлемая сделка. Вспомним, что и 15 лет назад, и сейчас, избыточные запасы оружейного урана не приносили России ничего, кроме затрат на их хранение. В стране не было денег, чтобы организовать их переработку. Поэтому, выполнить эту работу на деньги США было приемлемым решением. Смешно пересчитывать уран на баррели нефти (в тепловом эквиваленте). Потому что баррель нефти вы можете хранить в обычной бочке, галлон бензина залить в бензобак, а ни 100 грамм, ни килограмм урана не будут двигать колеса вашей машины. Нынешние высокие цены на нефть и определяются удобством использования жидкого топлива; любые другие виды топлива, в том числе, газ и уголь, дешевле В РАЗЫ. Но хорошо и то, что сделка закончилась. Если нам надо будет и дальше перерабатывать старые боеголовки (а будет надо), мы уже будем делать это на продажу. Для этого теперь есть и деньги, и необходимое оборудование.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Думаю, что "сделка Гор-Черномырдин" по урану была в интересах Ельцина и его команды ликвидаторов оборонного потенциала СССР и последствием его измены Родине. Напомню, что новость о ликвидации СССР президент США Джордж Буш-старший узнал в результате телефонного разговора с Борисом Ельциным, звонившим из Беловежской Пущи. Таким образом, три предателя (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) сами попросили руководителя страны-основного геополитического противника своей Родины о безоговорочной капитуляции в обмен на право управления подведомственными территориями. Естественно при такой капитуляции, ни о каких равноправных сделках не могло быть и речи.
Можно, конечно, за счастье считать, тот факт, что США хотя бы что-то заплатили за запасы оружейного урана. Могли бы и бесплатно забрать, заставив российский народ ещё и транспортные издержки оплатить, - полагают некоторые эксперты. Так что стоит нам поблагодарить США за эту сделку? Нет, если бы они так сделали, то получили бы много проблем. Американцы решили потратить немного денег, но отнюдь не по доброте душевной, ведь была опасность, что десятки тысяч специалистов по ядерным технологиям из Челябинска-40 (ныне ПО «Маяк», г.Озёрск) и Томска-7 ("Северский химический комбинат", г. Северск), оставшись без средств к существованию подадутся на заработки в другие страны, к примеру в Иран. Ведь подписку о неразглашении гостайн они давали исчезнувшему государству СССР, а не ельцинской России, потому даже к ответственности их в то время нельзя было привлечь. А если бы с помощью наших специалистов Иран сегодня имел ядерные советские ядерные технологии 70-х, то расклад сил в мире мог бы сложиться не так уж и хорошо для США.
Поскольку я поработал в системе Минсредмаша несколько лет в пору его расцвета конца 70-х-начала 80-х годов в п/я A-7392 города Златоуст-36 (ныне г. Трёхгорный Челябинской области), то могу уверенно сказать, что мы в области ядерного оружия были впереди. Да, можно признать, что точность наведения американских ракет на цели была несколько точнее, но всё это нивелировалось более высокой плотностью населения США и корректировалось более мощным зарядом наших «изделий». Все наши ракетно-ядерные технологии нарабытывались десятилетия, как и запасы оружейного урана. Были аварии в процессе производства и испытаний, унесшие тысячи человеческих жизней и сократившие срок жизни сотням тысяч людей. Но, как оказалось, всё это пошло на благо развития американской экономики, которая будет использовать переработанные запасы оружейного урана на своих АЭС ещё пару десятилетий.
Комментарии читателей (0):