Можно ли воспитать патриотизм в школьниках поднятием флага и прослушиванием гимна России: мнения

С таким законопроектом выступил Путин
10 ноября 2013  20:53 Отправить по email
Печать

Путин предложил воспитывать патриотизм в школьниках поднятием флага и прослушиванием гимна России. Президент России Владимир Путин внёс на рассмотрение в Госдуму законопроект о более широком использовании государственного флага и гимна. Об этом он сообщил 7 ноября на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин российских вузов. В частности, согласно документу, государственные символы будут более широко использоваться в школах. «Хочу вас проинформировать, я вчера подписал законопроект и внёс его в Государственную думу — о более широком использовании таких символов, как государственный флаг, гимн. Исхожу из того, что более широкое его применение, во всяком случае, в учебных заведениях, будет способствовать воспитанию патриотизма, особенно у молодого поколения, будет обращать наших граждан при прослушивании гимна, при поднятии государственного флага не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».

ИА REX: Поможет ли это воспитать патриотизм в школьниках?

Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, политолог:

Инициатива В. Путина, по определению, поможет школьникам хотя бы элементарно знать, как звучит российский гимн и как выглядит российский флаг. Чтобы потом, когда повзрослеют, они не вывешивали этот флаг вверх ногами у себя в ларьках, на рынках и в магазинах.

Однако чтобы при демонстрации этих государственных символов у школьников параллельно рос патриотизм, сами символы должны быть чётко обоснованы, иметь внятную аннотацию. Взгляните, к примеру, как объясняются цвета российского флага в школах, среди верующих, в армии, в политических партиях и других сферах, и вы поймёте, что здесь тёмный лес. Кто в лес, кто по дрова. Каждый цвет – белый, синий, красный – имеет по сто самых разных аннотаций.

И это с учётом того, что когда данный цветовой аккорд впервые был введён в России в употребление, он вообще не имел аннотации в принципе, так как был механически снят с голландского флага, а цвета при этом просто поменяли местами. Однако сегодня, с учётом напряжённых отношений с Нидерландами, говорить о том, что главный символ РФ фактически представляет собой флаг другой страны, тем более этой – не политкорректно.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

С гимном – проблемы иного свойства. Любой школьник может спросить, хотя бы слегка вдумавшись в тему: почему мы проклинаем большевиков и кровавого Сталина, но при этом главной мелодией демократической страны по-прежнему является музыка тех, проклятых и мёртвых тиранов? Почему же не славный «Боже, царя храни»? Ведь гербом-то, ему в комплект, является как раз монархический орёл.

Поэтому патриотизм со школы – это когда есть мощные символы, не несущие в себе двойных, тройных толкований. Тогда и в школьные головы всё это войдёт само собой: органично, быстро, надёжно.

Герман Янушевский, социолог и системный аналитик: Я уже давно обратил внимание на некую закономерность. Что ни бомж, ни пропойца, то обязательно в окладистой бороде. Это чтобы выглядеть солиднее, как К.Маркс. Это как, чтобы народ поверил в Бога, надо застроить всю страну, каждый квартал, церквями и соборами. чтобы повысить рождаемость платить деньгами за каждого второго ребёнка. Чтобы повысить безопасность дорожного движения реформировать ГАИ и повесить повсюду видеокамеры. И так всегда и везде. Только видео приносит ГАИ существенный доход, ради чего и затраты, то массовое строительство церквей, как дворцов культуры в СССР, предполагают только затраты на БОГА! А за чей СЧЁТ, господа? Наверняка не за счёт святого престола. А в государстве принята публично такая программа?

Нельзя воспитать патриотов, воспитывая патриотические же чувства, как и вытащить себя из болота за волосы. Эти свои чувства человек может сформировать, только оценивая своими органами чувств окружающее бытие. Отвечает оно, т.е. вся система общественных отношений его человеческим ценностям, ощущает он свою значимость для государства, создание с его стороны условий для эффективного труда и саморазвития, значит, и у него возникает резонансом такое же чувство к стране и власти. И никакая пропаганда здесь не потребуется. Ни позитивная, ни негативная вражеская.

Мы как-то забываем, что любовь, и к Родине, тоже, это явление диалектичное, двустороннее, обоюдоострое. Любая власть требует от народа быть патриотом, любить, прежде всего, её, власть. А за что любить её, т.е. государство? Как хорошо эту тему развивает академик Жорес Алферов! А государство любит свой народ, чтобы он ответил взаимностью? Пока наше государство служит бизнесу, в основном, иностранному. Ему принадлежит почти 90% приватизированного имущества, созданного трудом народа. А свой социальный бюджет (он другим быть и не может, ибо государство развитием промышленности и сх не занимается), тратит на социальное вспомоществование тем, кого обирает капитал. Крупные медицинские центры, ведь, тоже для крупного бизнеса. Социальная медицина квотирована! Это всего 10-15% медпомощи. А остальное стоит таких денег, которые есть только у бизнеса.

Мощным стимулом формироваия патриотизма стала, например, социализация Земли на фоне всеобщей национализации в 1918г. (см. Указ 1918 г). Миллионы безграмотных крестьян пошли в Красную Армию защищать свою землю от белоленточников. «Мы – не рабы, рабы – не мы»! Тем более что Земля, как общее национальное достояние, как и воздух, и моря, и леса, как и человеческий труд (см..Декларация ВОТ 1944 г) не может являться предметом купли-продажи. Заросшие бурьяном и мелколесьем миллионы кв. км. Российских пахотных земель, проданных частным собственникам для капитализации, это еще одно позорное следствие системы частной собственности. Власть предполагает, видимо, что народ так глуп, что ничего не видит? Россия не Польша или Франция, где возделан каждый клочок земли. Попробуй возделать наши хотя бы ТРИ из 17 млн. кв. км. Российской земли! Откуда у нашего народ возьмется сегодня чувство патриотизма? Можно заставить петь гимн, просыпаясь утром и ложась спать вечером, если без женщины, перед каждым приемом пищи. Как "...Иже еси на небеси...". Вот отсюда и весь "патриотизм".

Евгений Дьяконов, финансовый консультант: Социальный климат в любом обществе определяет баланс, соотношение коллективного и индивидуального. Общества, в которых превалирует коллективное, подавляя индивидуальное, приходят в итоге к фашизму. Это один полюс. Есть и другой полюс - когда индивидуальное превалирует над коллективным, этот полюс условно можно назвать либерализмом. Надо понимать, что в условиях либерализма коллективное не исчезает, оно просто выражается в иной форме, нежели в условиях фашизма.

На самом деле, частный интерес имеет целью эффективное использование взаимодействия с коллективом. Если в коллективе превалируют либеральные отношения, то взаимодействие в коллективе направлено на достижение пользы для всех - каждый преследует свой интерес и ради этого интереса делится частью своего суверенитета, но ровно на столько, насколько это рационально. Рационализм позволяет достичь "золотого" сечения в соотношении интересы-частный суверенитет. Это находит свое практическое применение в формах деятельности гражданского общества, когда множество независимых разумных людей объединяются для решения своих частных и общих интересов. Именно так работает рыночная экономика - общий пример коллективного взаимодействия частных субъектов. Частный предприниматель ради частной выгоды вынужден взаимодействовать с коллективом, изучать, что этому коллективу реально требуется, чтобы произвести для коллектива продукт или услугу, которую члены коллектива купят в условиях свободного, конкурентного выбора. Это заставляет каждого члена либерального общества развиваться, совершенствоваться без указаний сверху, это диктует его частный интерес, собственная воля в условиях свободы действий. Миллионы частных интересов двигают деловую активность самым рациональным образом, ибо каждый частный интерес рискует своим благом, своим капиталом. Общественный интерес для либерального общества выражается в соблюдении безопасности для всех и единых правил обменов капиталами, чтобы была предсказуемость для того, чтобы частный интерес мог планировать свою деятельность, оценивать и рассчитывать риски на основе РАЦИОНАЛЬНЫХ расчетов. Множество рациональных решений создает оптимальный режим с минимумом издержек общества, именно это и создает высокопроизводительного рыночного механизма.

Как мы понимаем, чистого фашизма и чистого либерализма в природе не существует, это идеальная схема, в реальности все разбросано между этими полюсами. В КНДР коллективное жестко подавляет частное, максимально близко приближаясь к фашизму. Я использую термин фашизм исходя из понимания того, что он происходит из итальянского "fasсio" - пучок, имеющий смысл ликвидацию свобод индивида, посредством крепкой связки его в пучок - пучок труднее сломать, нежели один прутик, как нам проповедовали когда-то. Также известно и иное понимание фашио, как фасции - ритуальные топоры охраны римских правителей, олицетворяющие сакральность Власти. Так или иначе, оба понимания фашизма заключены в ликвидации субъектности индивида, лишение его свобод, прав, достоинства, его закрепощения, человек превращается не в цель, а в средство для обеспечения существования государства, общности, которым руководит сакральная Власть.

Понятное дело, что фашизм, подавляя частный интерес, выводит общество из состояния равновесия и саморегулирования, пучок, чтобы не распался, необходимо скреплять репрессиями, страхом насилия, созданием государственной идеологии, посредством которой можно было бы контролировать сознание населения, переводом населения на кормление из рук власти, чтобы общество утратило способность к независимому существованию. Касаясь идеологии, которая должна манипулировать сознанием, заставляя каждого члена общества поступать ровно так, как то предписывает государственная власть, чтобы огромная государственная машина, производящая общие блага - продукты и услуги, не сломалась, ибо тогда вся система пойдет под откос.

Идеология преследует цель объединить народные массы вокруг вождя, вокруг власти, на защиту Племени. Племя играет в идеологии главную объединяющую роль, ибо вожди не вечны, а Родина - одна и навсегда. Поэтому идеология создает мифы, славящие Родину, как главную Ценность, которая дает смысл существованию народа. Ради независимости Родины множество предков сложили свои головы в битвах, и память о них также является ценностью, которая цепко держит население в плену мифов. Жизнь человека в этой системе координат теряется, его частный интерес ликвидирован, весь смысл человека - в существовании Родины и Власти, ее олицетворяющей. Главной составляющей работы государственной идеологии составляет Патриотизм, как чувство общности человека с Родиной, готовностью отдать человеком все самое ценное и даже жизнь ради блага Родины. Патриотизм в фашистком государстве есть основа государственной идеологии, ее мобилизирующая сила. Фашистское государство прилагает большие усилия по воспитанию населения в духе патриотизма, в готовности пожертвовать жизнью. Герои, принесшие свою жизнь, мифологизируются, вокруг них создается ореол святости, примера для подражания. Гимн несет в себе задачу выражения чувства патриотизма. Патриотизм воспитывает у человека чувство презрения и ненависти предателям, предавших Ценности - Родину, вождей... Все покинувшие Родину есть отщепенцы, предатели, уехавшие в другие племена за сытой жизнью, променявшие идеалы патриотизма на частный, шкурный интерес. Патриотизм в фашистском государстве это публичное действо. В патриотизме клянутся публично, чтобы окружающие были свидетелями клятвы, чтобы они стали судьями для предателя в минуту, когда человек преступит свою клятву. Иногда при этом происходят перегибы - запуганные люди начинают соревноваться в патриотизме, доказывая, что они большие патриоты, чем другие, сплошь и рядом на собраниях разбирают личные дела тех, кто оказался недостаточным патриотом. Патриотизм становится одним из условий социального лифта. Доказывая свой патриотизм, демонстрируя количество орденов и медалей, торгуются за продвижение по социальной лестнице. В КНДР у генералов количество орденов и медалей не умещается на кителе, их прикрепляют уже на брюках спереди, около ширинки, до колен. Гимн звучит с подъема и при отходе ко сну, чтобы население помнило, кому оно обязано жизнью.

Вспоминаю, как в советское время иной раз подтрунивали над идиотизмом, до которого опускалась коммунистическая власть в своем патриотическом раже с гимном. В повести Владимира Санина - "72 градуса ниже нуля", есть эпизод, когда опытный полярник решил пошутить над новичком, сообщив ему, что положено каждое утро в 6 часов являться начальнику экспедиции и петь гимн СССР. Новичок с энтузиазмом воспринял это известие, не сомневаясь, ибо патриотизм в СССР был поднят до неслыханных высот. И вот в первый день он явился поутру в 6, в кубрик начальника экспедиции и петушиным голосом пропел Гимн, начальник, не поняв юмора, чертыхнулся и повернулся на другой бок. На второе утро, при исполнении гимна, начальник уже ждал певца, метнул в нарушителя спокойствия сапог, чем привел поющего в недоумение и обиду... Конечно, все затем долго смеялись над шуткой, но тем не менее. У меня возникают смутные сомнения, какую цель имеет инициатива Президента России...

Юрий Юрьев, политконструктор:

А ещё можно по утрам рисовать герб, есть деревянными ложками и ходить на медведя с рогатиной. А по вечерам ломать сайты супостатов, сравнивать Сталина и Петра Великого, а ещё - Путина и Темучина. Ну чем не патриотизм? Если по-взрослому, то патриотизм это местность+собственность+культура. У школьников тоже должно быть всё по-взрослому, ведь чем раньше научится стрелять школьник, тем лучше он защитит местность+собственность+культуру. А если про местность и собственность речи нет, а речь только про культуру, то куда же дели иные составляющие патриотизма?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть