В Guardian опубликована статья «How feminism became capitalism`s handmaiden - and how to reclaim it», в которой системная феминистка Нэнси Фрейзер, профессор философии и политики «Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке» "начинает подозревать", что современный феминизм зашел куда-то не туда, став слугой капитализма.
«Я – феминистка, и я всегда считала, что с помощью борьбы за права женщин я создаю лучший мир – мир, в котором будет больше равенства, справедливости и свободы. Однако в последнее время меня беспокоит тот факт, что некоторые идеалы феминисток стали служить совершенно иным целям. И что меня особенно беспокоит в этом отношении – это то, что наша критика сексизма служит оправданием для новых форм неравенства и эксплуатации. Боюсь, что по жестокой иронии судьбы, движение за освобождение женщин запуталось в опасных связях с неолибералами, которые стремятся организовать общество на принципах экономики свободного рынка. А именно этим объясняется то, что идеи феминизма, которые некогда были частью радикального мировоззрения, сейчас все чаще выражаются в терминах индивидуализма. Если раньше феминистки критиковали общество за поощрение карьеризма, то сейчас они уже сами советуют женщинам «нагнуться», - отмечает феминистка. Движение, которое некогда ставило во главу угла социальную солидарность, нынче прославляет женщин-предпринимательниц. Мировоззрение, в котором важными компонентами были такие понятия, как помощь и взаимосвязь, рекламирует сегодня индивидуальные достижения и меритократию. За столь кардинальными изменениями феминизма стоит изменение самого характера капитализма. На смену государственному капитализму послевоенной эпохи пришла новая форма капитализма – «дезорганизованного», глобализированного и неолиберального капитализма. Феминизм «второй волны» в свое время возник, как критика государственного капитализма, но в итоге стал прислугой неолиберального капитализма», - подчёркивает автор статьи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Эксперт ИА REX, публицист Борис Рожин прокомментировал агентству размышления американской феминистки.
Собственно не только феминизм был использован, как инструмент для поднимающегося неолиберализма. Схожим образом были использованы европейские социал-демократы и еврокоммунисты. Общество дешевого кредита, которое обещал неолиберализм, рассматривалось как нечто долгосрочное и прогрессивное. Оно в теории должно было стереть наиболее уродливые черты капитализма или хотя бы затушевать.
Именно поэтому многие европейские левые и демократические движения приветствовали инсталляцию общества всеобщего благосостояния основанного на неолиберальных ценностях. Но потом, выяснилось, что экономический фундамент такой системы слишком шаток, а структурный кризис вынуждает рулевых неолиберального порядка, сворачивать общество всеобщего благососостояния, куда столь успешно когда-то встроились евро-левые и те же феминистки, видевшие в неолиберальных идеологемах реализацию некоторых своих чаяний, что и породили расхожий миф о том, что настоящий социализм построен в Европе либералами. Сегодня мы наглядно видим, как этот миф крошится вместе с европейской экономикой. И вполне резонно, те, кто ранее помалкивал или прибывал в плену сладких иллюзий, на тему скажем освобождения женщины через неолиберализм, начинают что-то подозревать.
Касательно разрыва связей, которого желает наша феминистка - этого будет очень сложно добиться, так как современный феминизм плотно встроен в пул неолиберальных доктрин, или вернее сказать - приватизирован неолиберализмом имея совсем иное содержание и звучание, нежели то, о котором горюет автор статьи. Но в целом, это размышления в правильном направлении, так как выруливают на центральные магистрали идеологического дискурса, где общее противостоит частному, а социализм - капитализму.
Комментарии читателей (0):