Эксперт ИА REX, политконсультант Анатолий Вассерман в статье «Почему интеллигентов и евреев не принимали в ВУЗы» прокомментировал агентству дискуссии об ущемлении прав отдельных национальностей социальных слоёв населения при приёме в вузы в СССР.
«Система высшего образования в СССР была недостаточно велика, чтобы принять на обучение всех граждан соответствующего возраста. Приходилось отбирать самых подходящих для обучения. В творческих ВУЗах (от театральных до физико-технического) ключевыми звеньями отбора стали собеседования и другие способы доказывания именно способностей. Обычный же экзамен проверяет уже имеющиеся навыки обучения и уже накопленные — в ходе предыдущего обучения — знания. На таких экзаменах ребёнок, родившийся в семье работников умственного труда или евреев, автоматически получает преимущество. Но при дальнейшем обучении оно может оказаться незначимым. Ведь если ребёнок уже подошёл к своему потолку, то дальше он в него упрется, и будет усваивать новое хуже ребёнка, не обладающего таким стартовым преимуществом. Дети же, не обладающие к моменту прохождения экзамена предварительной подготовкой, могут, тем не менее, располагать значительными нераскрытыми резервами, позволяющими в ходе обучения подняться существенно выше», - полагает эксперт. «Отсюда следует вывод, который я, как ребёнок из семьи работников умственного труда еврейского происхождения, должен был бы, по идее, резко отрицать, — но, тем не менее, вынужден сделать именно такой вывод. Если пропускная способность системы обучения ограничена и в то же время перед нею стоит задача подготовить специалистов наивысшего возможного уровня, чтобы они в дальнейшем могли максимально эффективно работать, то приходится создавать искусственные входные барьеры для детей работников умственного труда и для других категорий лиц, обладающих заведомыми стартовыми преимуществами. Необходимо искусственно ограничивать приём таких людей, применять к ним более жёсткие требования, чем ко всем остальным, дабы отфильтровать среди них тех, кто не просто с детства лучше натаскан, а располагает ещё значительными резервами мобилизации для дальнейшего обучения. А среди тех, кто такими стартовыми преимуществами не обладает, экзамены действительно отбирают в основном тех, кто располагает большими способностями к дальнейшему обучению. Таким образом, при введении такого ограничения средний уровень специалистов, выпущенных ВУЗами, оказывается выше, чем в отсутствие всяких ограничений по категориям — при приёме только на основании вступительных экзаменов», - считает эксперт.
ИА REX: Прав ли Вассерман, оправдывая политику выравнивания на старте?
Виктор Глеба, член союза журналистов Украины, кандидат наук госуправления:
Обожаю читать о том, что пишут о том, что написал глубоко уважаемый господин Вассерман. Он такой умный - аж страшно... При общении с Анатолием лично, поражает его начитанность и незыблемость позиции (такую себе "заточенность" на своей правоте), которую он выбирает, доказывая собеседникам выбранные постулаты. Колумнист, рассуждающий о монашеском предназначении еврейского народа, пытается пояснить нам неразумным своё собственное положение "избранного умника". "Шнобелизация Нобелевской премии" - статья Вассермана, на мой взгляд, более остроумная, чем кошерные рассуждения о выравнивании детей из простых семей, в которых не читают Тору.
Неприязнь некоторых умственно отсталых педагогов-руководителей к еврейским деткам-индиго возможно объяснить событиями советской истории. После заслуженного низвержения "культа личности Сталина", раскрытия чудовищных зверств "еврейских революционеров" и развенчание культа Берии, управленцы от партийной власти в соцсфере стали как-то более осторожно относиться к "умным". Сыграла, очевидно, в этом процессе неоценимую роль и "простота" Никиты Сергеевича Хрущёва - он так точно Тору не читал. Руководители, пришедшие на смену "сбитому кукурузнику" - вообще были антисемитами.
Выравнивание на старте - это путь в советское прошлое (так горячо-любимое Анатолием) и ничего общего не имеет с технологиями обучения "гонки за лидером". Интеллигенты, в свои 16-17 лет, это вообще зрелище не для слабонервных и таки да, принимать "спейсивых" было не модно - на секретных и военных объектах хитрых и умных не держали (10-й отдел не пропускал). Как в старом анекдоте - Сарочка звонит подруге на продуктовый склад: ...алло, это база? Кто у аппарата?" - в трубке мужской голос отвечает:..Иванов слушает", "..ой, смущается она, я ошиблась - наверное это военная база.
Герман Янушевский, социолог и системный аналитик:
Хорошие наблюдения интеллектуала-индивидуалиста. И герой статьи тоже индивидуалист. Совокупный герой. Брату удалось поступить и закончить тот вуз, в который он хотел. А Анатолий все познавал сам. Кто такой Владимир Вассерман знает только узкий круг родственников и знакомых. А кто такой Анатолий сегодня знает даже дворник Рашид. А почему? Владимир изучал классическую науку, а Анатолий зубрил Тору и все прочее. Владимир питается чем угодно и где угодно, а Анатолий исключительно кошерной пищей, пользуется кошерными бытовыми приборами и одевается в кошерные одежды. Маца, цимес, фаршированная щука - что надо еще? В этом вся несчастная судьба интеллектуала без системного образования. Уж сколько читал Вассермана, постоянно ощущал какой-то дискомфорт. Вроде бы и умный человек, но иногда завернет такое, что, ни в какие ворота не лезет. Неполноценность при интеллекте!
Так, может быть это и не интеллект вовсе, а могучая способность к запоминанию, сформированная в условиях многолетнего повторения текстов священных писаний с целью простого запоминания? Ведь накапливает же Интел в системе мириады байтов информации, но при этом никаким интеллектуалом не становится. Более того, ежегодное повторение изучения текста Торы с первого по десятый класс, вовсе не развивает способности к МЫШЛЕНИЮ. А совершенно наоборот, убивает даже все природные зачатки таких способностей. Великими мыслителями стали еврейские дети, которые как раз не "долбили" тупо Тору, а получили систематическое научное образование. Даже как-то неприлично и напоминать, список велик, но главные в нем это К.Г.Маркс и А.Эйнштейн. Вот поэтому в самом израильском обществе и нет великих философов, писателей, кинорежиссеров, юмористов и пр. Талантливые люди, как раз и вынуждены расселяться по всему свету для самореализации. Один юморист-еврей как-то (лет 10 назад) высказал предположение, что уезжая, евреи удобряют нации, развивая там науку и культуру. Но, когда все они собираются в одной стране, получается один навоз. Это был советский еще юморист. Наученный советской школой парадоксально мыслить.
Поэтому, если бы уважаемый А. Вассерман стал бы интеллигентом в результате получения системного научного образования, он бы знал, что советская система высшего образования в части отбора абитуриентов, была весьма гибкой. Я уж не говорю о том, что конкурсы на творческие профессии зашкаливали, и приемным комиссиям приходилось нелегко. Не нашли талант в одном вузе даже у русской И. Чуриковой (!) Что же касается прочих вузов, то количество студентов регламентировалось потребностями общества, производства и науки. Это была осмысленно регулируемая система, исключающая всякие "перекосы", как сегодня говорят, "косяки". Поэтому не было ни пере-, ни недо- производства. А по поводу еврейских детей, так это "страхи" самих их родителей. Я что-то не встречал ни евреев пту-шников, ни в техникумах, ни евреев рабочих. Все почему-то кучковались затем в НИИ, КБ, среди юристов, врачей. Не было евреев, конечно в номенклатурной среде, в системе КПСС. Так это вполне объяснимо.
Маркс же сказал еще в самой юности, что еврей это не нация, это торговля и деньги. Раскиньте взором состав нашего олигархата! И американского! Где там русские, англичане? Вот где "просионизм". Как объяснимо и то, что после Октября 1917 требовалась замена всему кадровому профессорско-преподавательскому составу. Не будет же дворянский отпрыск из "интеллигентной семьи" изучать русский язык, осмысливая: "мы не рабы, рабы не мы"! А мощный рывок в развитии промышленности требовал не просто замещения, а подготовки совершенно новых кадров технической и управляющей интеллигенции. Вот интеллигентный человек понимает, что царские кадры, бывшие управляющие "Сименс&Шуккерт", даже если бы они и не удрали, были бы в новой среде как белые вороны. Так что, наш интеллектуал недомыслил объективных закономерностей происходивших, и происходящих процессов. А что касается Торы, Талмуда и пр. пейсов, черных костюмов, широкополых шляп и обильной растительности на лице, так, как говаривал наш любимый Остап Ибрагимович Бендер, "Пилите, Шура, пилите. Она золотая"!
Не потому ли множество евреев покидают историческую Родину и уезжают на работы в США, прежде всего. У знакомых репатриантов в Израиле оба сына работают в США. Один работает в фирме, где треть евреев, половина русских, и только остальные англосаксы!
Борис Ихлов, независимый журналист:
Никакого отсева тех, у кого заведомо лучшие стартовые преимущества, в СССР не наблюдалось. Дети физиков - как правило, физики, дети артистов - как правило, арстисты. Дети директоров заводов, членок ЦК, Секретариата, Политбюро, обкомов и пр. - обязательно с высшим. И протекцию сюда запишите. Дети рабочих - как правило, рабочие. Такова практика не только в СССР, во всем мире. Это буржуазная система. Теперь скрытое стало явным - дети богатых, как правило, имеют высшее.
Конечно, искусственность была, но не в плане отсева, а в плане привилегий (конечно, урезающих число мест), для нацменов или из отсталых республик (что было не всегда оправдано), для отслуживших в армии, для рабфаковцев и т.п. В этом плане СССР, разумеется, позитивно отличался от других стран.
Вассерман - старше меня, я лично не видел, чтобы целенаправленно отсеивали интеллигентов или евреев. Даже в аспирантуру. В антисемитском (при Логунове) МГУ преспокойно учились евреи, преподавали евреи. В противоположность - скажем,в ин-те Ландау русским был разве только вахтер.
При мне не распределили по окончании физфака ПГУ работать в университете Яшу Стрельникера, ректор Живописцев, антисемит, заявил: "Сколько можно евреев?!" Яшу отправили работать директором в сельскую школу. Ну, и что? Все университетские евреи прошли через школу, все вернулись в университет. А распределили с нашего курса в университет, скажем, Шуру Никитина из Коми-округа, причем сразу в аспирантуру, так ведь Шура был на голову выше по уровню, чем Яша. И меня распределили в универ - так у меня был первый балл на факультете.
А вот когда у власти были большевики, тогда достаточно было уравнять в правах детей рабочих, крестьян с детьми прочих слоев населения. Был у меня справочник ведущих ученых СССР (а это мировая элита), большинство - из семей рабочих и крестьян. Ни в одной стране мира, ни одна реформа никогда не давала такую широкую зеленую улицу детям рабочих и крестьян. Как говорил Бакунин, "буржуазии для сохранения своего господства достаточно одной привилегии - образования".
Ленин же требовал предпочтения тех, у кого заведомо хуже стартовые условия, в том числе в национальном вопросе. Кстати, в практике спортивных школ в СССР было уделять больше внимания тем, у кого меньше физических данных, и такие дети часто достигали гораздо больших успехов, нежели те, что с данными. При этом - спорт в СССР так или иначе был нацелен на чемпионство (а это порок сердца, инфаркт и пр.). И смотрите, какую великую конкуренцию устраивала Союзу маленькая ГДР, где была ориентация на массовый спорт.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Если это не шутка, то бред. Нанять репетитора ребёнку мог и завмаг с 8 классами образования, при этом в российской провинции завмаги были тоже русскими (евреев там вообще было мало, и они, как правило, работали ИТР, учителями и врачами). Детей образованных родителей титульной национальности не зажимали вообще, ограничения для евреев существовали лишь в ряде вузов, при этом чаще всего не по вине руководства страны — самодеятельность на уровне деканов вроде широко известных Кострикина и Лупанова, имевших покровителей из числа «белогвардейской фракции» в аппарате КПСС (в литературе их называют «русской партией», но к защите интересов русских и РСФСР, в отличие от фигурантов «ленинградского дела», они отношения не имеют — просто потомки недобитых бар и одураченные ими писатели-деревенщики, советскую власть они люто ненавидели и вредили ей, превращая изначально лояльных нацменов в диссидентов и эмигрантов путём сознательной дискриминации).
Ефим Андурский, правозащитник:
Коллега Анатолий Вассерман нашел-таки повод, лишний раз блеснуть своим умом и эрудицией. И, как я думаю, этот "раз" и в самом деле оказался лишним. Задача на самом деле заключается не только в том, чтобы давать образование кухаркиным детям, но и в том, чтобы отбирать гениев, которых среди нашего брата встречается не так уж и мало. Антисемитам: куш ин тохес, как говорил мой покойный отец.
Комментарии читателей (1):