Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил устроить общественное обсуждение вопроса о повышении стоимости расторжения брака. Об этом Медведев заявил на встрече с руководством Совета Федерации, сообщает 23 сентября РИА Новости.
Премьер-министр выступил в ответ на инициативу сенаторов увеличить размер госпошлины за развод до 30 тысяч рублей. «Мне представляется, что просто по решению правительства или по инициативе Совета Федерации сделать этого нельзя, мы должны этот вопрос обсудить, у нас есть экспертные площадки, в том числе „Открытое правительство“», — сказал Медведев. В настоящее время, согласно статье 333.26 Налогового кодекса РФ, госпошлина за расторжение брака составляет 400 рублей с каждого из супругов в случае развода по взаимному согласию или в судебном порядке, либо 200 рублей при разводе, когда один из супругов признан недееспособным или осужден на длительный срок лишения свободы. Дмитрий Медведев также высказался по поводу урегулирования отношений между бывшими супругами. Так, он не исключил, что в России упростят процедуру ареста имущества и активов тех, кто не платит алиментов. Премьер-министр отметил, что в настоящее время в работе у судебных приставов находятся 1,8 миллиона исполнительных листов по алиментам. «Но далеко не по всем этим исполнительным листам платятся деньги, это создает для нас условия, чтобы законодательство было более современным», — отметил глава правительства. За 2012 год, согласно данным Росстата, в России было зарегистрировано 644 тысячи разводов, что на 3,8 процента ниже показателя предыдущего года. Наибольшее количество разводов за последние десять лет было зафиксировано в 2002 году — 854 тысячи случаев. В 2012 году было зарегистрировано около 1,2 миллиона браков.
ИА REX: Способствует ли повышение стоимости расторжения брака укреплению семьи?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Спроси кого-то из инициаторов данной новеллы напрямую, он на голубом глазу затянет песню о том, что предложение задумано как мера по сохранению семьи. Типа, пока будут откладывать весьма солидную сумму, прикинут, на сколько продуктов и хороших вещей для ребенка ее достанет, и передумают, и всем будет хорошо. На самом деле, конечно, это полная ерунда. Кто прошел этот ад, знает: если уж дело докатилось до формального расторжения брака, значит, совсем каюк. То есть, люди не то, что не живут вместе, а у каждого уже есть или намечается своя, новая жизнь, и каждый день влачения постылой лямки лишь усиливает взаимное раздражение, и потому никакие примирения, в подавляющей массе случаев, уже невозможны. Нужная сумма все равно будет собрана, а лучше никому не будет, и ребенку в первую очередь. Думаю, и сам Дмитрий Анатольевич, - даром, что вырос в полной, дружной семье и сам послушный муж любимой супруги, - это, как взрослый человек, понимает, в связи с чем, не хочет брать на себя всю полноту ответственности за решение, итогом которого станут дополнительные гроздья гнева в адрес правительства. И, тем не менее, негласно лоббировать инициативу премьер все-таки, видимо, будет, поскольку сенаторы, по сути, подставляют исполнительной власти плечо, указывая на возможные источники пополнения вечно проблемной тумбочки, в которой хронически нет денег. Вернее, деньги-то есть, и очень даже немало, но они, как назло, все время куда-то исчезают, а без них худо, - так что дополнительные источники дохода не помешают.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
Не думаю, что во главу угла вообще ставятся задачи укрепления семьи. Очень уж торчат белые нитки монетаристского менталитета, помноженные на фискальные аппетиты. Я вообще противник простых решений для решения сложных проблем. Иначе, почему бы вообще не поставить разводы вне закона и не запретить их? Вот пошутил и испугался -кому то ведь может показаться, что именно это выход из ситуации с большим количеством разводов, В советском "налоге на бездетность" рациональности, мне кажется, и то было на порядок больше.
Семья - это понятие более широкое, нежели социально-правовой институт брака. А предлагаемые меры затрагивают лишь институт брака. В данной ситуации государство выглядит таким внешним наблюдателем. который мало что делает для укрепления семьи, но в случае её разрушения готово прибежать со штрафами. А та вакханалия гедонизма и отказа от социальной ответственности, которая стала фактически идеологией - она что? Исчезла с экранов из информационной сферы?
Вообще на распад семьи влияют многие факторы: и обеспеченность квартирами или возможности их купить или хорошая работа не менее важный фактор, чем например светская хроника 25 часов в день обсасывающая очередной адюльтер или развод отечественной ведущей или зарубежной актрисы... Хорошая такая глянцевая пропаганда разводов, поставленная на поток. А вот аналогичной да ещё умной пропаганды прочных семейных отношений я, что-то не встречал в таких же пропорциях. Может, рациональней было бы ввести дополнительный штраф на эти издания, пропагандирующие разрушение семей?
Так позовите учёных, специалистов демографов, взвесьте роль каждого из этих факторов, оцените роль каждого из них и начинайте решение проблемы с самых весомых. А не с легковесных пиарных заявлений, рождённых в голове какого-нибудь "креативного" молодого чиновника, у которого, возможно, ещё и семьи нет.
Кроме того пугает вот этот обобщённый подход. За разводом ведь скрывается не только попрыгунчик альфонс, но и реальные трагедии, когда лучше разойтись, чем мучить друг друга иллюзией совместного проживания. Эта мера забота о детях? Но каждый ребёнок в России в наших условиях и социальной политике - это автоматическое снижение уровня жизни, вырастить и воспитать ребёнка сейчас почти что гражданский подвиг. В условиях, когда на детях наживаются как на взрослых, а иногда и больше. Вот я, например, покупал дочке недавно учебники в "Доме книги". За тоненькое учебное пособие, тетрадку копеечную по себестоимости, издательство Дрофа (+ посредники) дерут сотни рублей... А детская одежда, а игрушки? Тут системно поворачиваться к демографическим семейным проблемам нужно, а не штрафами пугать. Думать, что эти штрафы сами по себе могут снизить статистику разводов - наивно. Просто государство пытается перекинуть на плечи самих граждан в своей неолиберальной логике решение ещё одной проблемы, как оно уже это делает не первый год. Ну и при этом стадо высокооплачиваемых пиарщиков будут убеждать, что эта мудрая, конечно же, мера вызвана исключительно заботой о целостности семьи и благе страны.
Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:
В России немалое количество людей, прекративших фактически состоять в браке, не оформляют развод, потому что сделать это им не позволяют разного рода причины юридического характера – материальные (алименты, раздел имущества) или связанные с обеспечением участия в воспитании детей.
Многим людям удобно формально числиться в браке, но на самом деле себя считать свободными от брачных обязательств. Конечно, законодательно супругов не принудишь сохранять семью, и увеличение размера госпошлины непреодолимым препятствием для расторжения брака не станет. Но в этой законодательной инициативе я вижу «благую весть»: с моей точки зрения, это такой индикатор, как лакмусовая бумажка, показывающий: государство озаботилось проблемой семьи и задумалось о том, что семейные устои необходимо укреплять.
Государству надо идти на разнообразные меры по укреплению семьи и повышению престижа семьи как социального института в обществе. Понятно, что это комплексная социальная проблема, она требует системного подхода, и, как и любой сложный вопрос, не имеет простого решения. Семейный «гордиев узел» невозможно разрубить одним законодательным решением. И вряд ли одна лишь упомянутая мера, если она будет принята, окажет существенное влияние на стабильность семьи. Скорее всего, возрастет то, о чем упоминал выше: количество брачных «мертвых душ», то есть браков, которые фактически уже не существуют, супруги вместе не живут, но формально (юридически) брак еще не расторгнут.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Эта идея отпугнёт желающих вступить в законный брак, и они будут пребывать в незаконных браках. Это вызовет и мотивы к загулам и расставаниям, и "глобализацию" потенциальных невест. Не исключено, что резко растущий рынок белых невест попросту скинулся и занёс в Кремль, чтобы невест на глобальном рынке было побольше, а семей, что мешают торговле невестами, - поменьше. И для этого вполне подходит двухходовая интрига "налогового типа". "Либералы" давно насобачились кошмарить кого-либо ради бабла под патриотическими лозунгами. К примеру, налоги. Их сбор происходит, дескать, лишь после прибыли. Вот только почему-то возможен феерический "план по налогам", да ещё и возможность двери опечатать, совсем не дожидаясь той самой прибыли. И все технические новинки производят где-то, хоть в Малайзии, лишь бы не мучили "либералы-патриоты". Вот так и с разводами, дескать, власть против разводов. Но на деле - это удар по самому институту брака, ведь люди просто не будут входить туда, где за выход нужно платить выкуп, причём непредсказуемого размера. Ведь размер если взялись повышать, то могут вообще задрать. И вообще, сделать из семьи штрафной двухместный изолятор, - мог придумать, наверное, только такой юрист-теоретик, как Медведев, славный своими Дворковичами.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Если чему повышение стоимости расторжения брака и способствует — так отказу от оформления отношений в загсе. Чтобы, если не склеится, не платить налог.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Лучше ввести налог на пустую политическую БОЛТОВНЮ. И тогда премьер-министр Дмитрий Медведев быстро разорится.
Комментарии читателей (0):