Об экстремизме и угрозах реальных и мнимых: мнения

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить тему реального и мнимого экстремизма
21 сентября 2013  19:34 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить тему реального и мнимого экстремизма:

Получил просьбу уважаемой Кати Калашниковой из карельской Сегежи «просто рассказать об Эдуарде Гафарове, чтобы как можно больше людей знало», и просмотрев массу материала, пришёл к выводу, что не исполнить эту просьбу нельзя. Жаль, что в моих силах только это...

Этот человек своей головой и своими руками создал уникальное, не имеющее аналогов в России производство пневматических винтовок. Не воровал государственное бабло, не торговал втридорога китайским дерьмом, а упорно вкалывал, вкалывал и снова вкалывал. Организовал с нуля производство в маленьком карельском райцентре, обеспечил своих земляков хорошо оплачиваемой работой, а местный бюджет налогами. Его винтовки продаются по всему миру — Америка, Европа, Саудовская Аравия. Люди с эдганами побеждают в многочисленных соревнованиях самого разного уровня и благодарят производителя за высочайшее качество продукции. Ну да, для многих это неудобный человек. Он не даёт взяток. Не прогибается перед власть имущими. У него, видите ли, есть чёткая жизненную позиция, которую он не боится открыто высказывать. Теперь на него возбуждено уголовное дело. Инициаторами стали ларёчники Эйнулаев Видади Асад Оглы и Халилов Мирпаша Магомед Оглы. Они глубоко обижены: от них требуют прекратить продавать детям алкоголь и элементарного уважения к коренному населению...

Итак. Вот блог г-на Гафарова, где о ситуации можно узнать подробнее, а при желании и пообщаться. Вот его страничка в Фейсбук, а вот и давний видеосюжет, где он сам рассказывает, как видит жизнь. Мне как бы и добавлять нечего.

Хотя... Моё отношение к большинству модных ныне «национальных платформ» и лозунгам их агитаторов, полагаю, всем ведомо. Но на мой взгляд, когда о «жесточайшем дрючеве нерусей даже за кривой взгляд в сторону русских» говорит не «расово чистый» кликуша и не провокаторы на ниточке, а — подставляясь под немалые неприятности — Эдуард Ильгизарович Гафаров, к его словам стоит прислушаться, ибо его — именно его — устами говорит не «маленькая уютная» от Москвы до Коломны, а Земля Русская, для которой, и только, единственно в мире для которой, это естественно и органично.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Поскольку приходится иногда мониторить деятельность по борьбе с экстремизмом, то вынужден обратить внимание, что пыль в глаза, а нередко и факты фабрикации таких дел не такое редкое явление как хотелось бы. И качество работы этих структур становится серьёзной проблемой. Одним из самых слабых мест в этой работе является качество экспертизы. Их нередко делают случайные люди, непрофессионалы, выполняющие «заказ», желающие подработать и вообще неизвестно кто. В сетях приводилось немало таких вопиющих случаев. Возможно, что это один из них. Но пока аргументированно можно оценивать только качество выводов т.н. «эксперта». Которое мне представляется явно недостаточно обоснованным. А на такой произвольной интерпретации судья будет строить своё решение.

1. Не могу согласиться с мнением эксперта. Значение употреблённого термина «дрючить» по объёму шире, нежели произвольно выбранный экспертом один из смыслов. И из данного контекста совершенно не вытекает что обвиняемый «призывал к насилию и агрессивным действиям». Дрючить: (рег.) бить, колотить кого-либо палкой; (груб.) совершать половой акт с кем-либо.

2. Эксперт преднамеренно выпустил не менее часто употребляемый смысл просторечия «дрючить» в значении «сильно ругать, поучать, надоедливо наставлять».

3. Именно в таком смысле, например, употребил это выражение председатель правительства Дмитрий Медведев на одном из совещаний с металлургами: «Мы слышим каждый день: „конкретно смотреть“, „разбираться“, „действовать аккуратно“. В результате, если мы ничего не применим никогда, нас только и будут дрючить, извините за выражение».

4. Надеюсь, г-н анонимный эксперт не возьмётся доказывать, что премьер имел в виду «агрессивные насильственные действия», подходящие под статью?

Мораль? Вообще, конечно, гоняться за экстремистами в сети и вылавливать там дурацкие эмоциональные реплики юзеров или выискивать в библиотеках книги с цитатами дуче или Гитлера и его сподвижников легче и безопаснее, чем искать и находить реальных экстремистов и реальные угрозы. Но прибавит ли это стране безопасности, а нашим охранителям уважения? Или наоборот? Пуская пыль в глаза начальству, опять прозевают реальные угрозы. Как это уже бывало не раз.

Юрий Юрьев, политконструктор:

В данном случае гражданин России предложил «дрючить нерусь за косой взгляд на русских, поскольку законности и справедливости недостаточно». Это следует понимать дословно как «проверять иностранных граждан и лиц без гражданства за проявления недружелюбия по отношению к русским, в большей степени, чем ныне предусматривает действующее законодательство и подзаконные акты». Это обычная гражданская инициатива, которая вполне может быть оформлена под сбор подписей и обращение в МВД. Кто мог понять это иначе — наверное какой-то извращенец с латентной агрессивностью к русским, и со странною любовью к тем самым «иностранным гражданам и лицам без гражданства». Если это эксперт — его нужно проверить на связи с «Аль-Кайедой», «Хизбут-Аль-Тархир» и т.п., а на период проверки — напрочь отстранить от работы. А в случае нанесения гражданам России и самой России имущественного ущерба — истребовать возмещение такового ущерба.

Что же касается понятия «экстремизм», то его лучше рассматривать через коллегиальные мнения присяжных, а до этого — различными экспертами, назначаемыми по согласованию истцов и ответчиков. Чтобы не было подлогов экспертов в интересах следствия и коммерции на манипулировании законностью. Подобно тому, как истец и ответчик на суде присяжных сами отбирают себе судей, так пусть и экспертов отбирают. Это даст и им и обществу уверенность в благожелательности и справедливости правосудия. Иначе — наступит что-то подобное репрессиям 30-х в СССР, когда вчера Троцкий — непогрешимый вождь и гений, а завтра он уже государственный преступник. Это же касалось и Генриха Йегуды, и Ежова, и Берии и слишком-слишком многих, да так коснулось, что в России за век — прирост населения был хуже, чем в Индии и Китае. Статья «экстремизм» — вообще должна касаться лишь тех, кто пролил кровь или готовится к этому. А не слов на ветер.

Лев Вершинин:

Исходя из изложенной выше идеи уважаемого эксперта ИА REX Александра Юсуповского, хочу дополнить своё мнение нижеследующим. Как мы уже знаем, в вину Эдуарду Ильгизаровичу вменяется употребление глагола «дрючить», истолкованное прокурорской экспертизой как «призыв к совершению насильственных, агрессивных действий по мотивам национальной ненависти».

Данное толкование, однако, не представляется бесспорным. На мой взгляд, совершенно очевидно, что г-н Гафаров, по роду деятельности связанный с металлом (бронированные двери, пневматические винтовки), аллюзиально процитировал формулировку Дмитрия Медведева, на одной из встреч с металлургами чётко заявившего: «если мы ничего не применим никогда, нас только и будут дрючить». Совершенно ясно, что премьер-министр РФ, потомственный питерский интеллигент не мог использовать в публичном выступлении нецензурные идиомы, а следовательно, легитимность употребления термина как такового подтверждена на высшем из возможных уровней, причём, что важно, профессиональным юристом.

Также совершенно очевидно, что из трёх возможных коннотаций данного глагола Дмитрий Анатольевич, — а вслед за ним и Эдуард Ильгизарович, — подразумевали не «бить, колотить кого-либо палкой» (странно представить себе, что кто-то стал бы «бить, колотить палкой» премьер-министра РФ) и не «совершать половой акт», но именно и конкретно «ругать кого-либо, проявлять строгость». Разумеется, строго в рамках действующего законодательства.

Безусловно, наконец, что, сам будучи этническим татарином, но при этом позиционируя себя как «русского», под «нерусью» г-н Гафаров никак не мог подразумевать этническую компоненту, — то есть, «возбуждать ненависть», — а имел в виду исключительно политический аспект, ставя вопрос о необходимости соблюдения иностранцами, — в том числе, и гражданами Республики Азербайджан, — проживающими на территории РФ, элементарных норм вежливости и правил поведения.

Думается, из этих безусловных соображений Эдуарду Ильгизаровичу, а также его адвокату, и следует исходить.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть