Генпрокуратура проверила Российскую академию наук — возможно, впервые за всю историю. Понятно, что это был заказ. И понятно, что искали. А искали то, что лежало на поверхности — нарушения в сфере эксплуатации госсобственности. Академия наук отреагировала мгновенно. «Проверкой Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведенной в Российской академии наук с 15 июля по 9 августа 2013 г. были выявлены факты нарушений действующего законодательства о государственной собственности, земельного, жилищного, бюджетного, градостроительного законодательства, о размещении заказов для государственных нужд, а также факты ненадлежащего контроля за отдельными вопросами финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций», — сказано в распоряжении президиума РАН от 6 сентября.
Объявлены выговоры: Кравчуку Л.В., заместителю директора Института ядерных исследований, — за несвоевременное оформление разрешений на ввод в эксплуатацию Московской мезонной фабрики и Баксанской нейтринной обсерватории согласно требований статьи 55 Градостроительного кодекса РФ; Шевченко Ю.А., заместителю директора Института мозга человека, и Рождественскому Б.Г., заместителю директора Института программных систем, — за несвоевременное оформление разрешительной документации объектов «Общежитие квартирного типа для молодых ученых и специалистов РАН», «Жилой дом для молодых ученых и специалистов РАН»; Меньшикову Е.В., начальнику отдела капитального ремонта управления делами РАН, — за нарушения установленных государственными контрактами сроков проведения ремонтных работ.
Комиссия по размещению заказов на приобретение дорогостоящих научных приборов и оборудования иностранного и отечественного производства расформирована, вместо нее будет создана новая. Утвержден план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Генпрокуратурой. Ход его выполнения будет периодически рассматриваться на комиссии президиума РАН по правомерному, целевому и эффективному использованию финансовых ресурсов академии. Ситуация настолько серьезна, что контроль за выполнением распоряжения президент академии Владимир Фортов взял на себя.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Напоминаем, что «4 сентября Владимир Владимирович Путин объявил на весь свет, что он соглашается с предложениями Фортова. А в этих поправках, в этом тексте нового законопроекта самый главный пункт, который вызвал резкое неприятие научной общественности и президиума, Фортова и всех на свете, — передача институтов в ведение агентства — он присутствует. Это явная подстава. Если президент подписывает этот закон — это значит, была большая ложь с его стороны», — рассказал Газете.Ru академик Валерий Рубаков. Градус неприятия законопроекта высокий, отметил он.
ИА REX: Как можно оценить действия Генпрокуратуры в отношении РАН и удастся ли Академии отбиться от притязаний на её имущество?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Мне крайне не нравится последний по счету завиток сюжета, причем судьба Академии как таковой тут уже не приоритет. Тут первичен фактор Царского Слова. «Президента его же администрация подставила этими поправками. Психологически, конечно, этюд интересный. Судите сами. Злые чиновники придумали плохой закон, добрые академики ударили челом царю-батюшке и тогда хоть так, хоть этак. Или: Sic volo, síc jubeó! - и все на воздух, ибо царская воля вне обсуждений. Или, выслушав, пожаловать милостью, а наглых ярыжек окоротить. Что и было сделано, тому весь честной мiръ свидетель. И вдруг, сами видите: сюжет извернулся так, что дело уже даже не в Академии. Потому как, если нам не врут, получается, надёжа-свет либо балабол, слову которого цена грош, если не хуже, либо сидит на крючке у кого-то, кому царское слово не указ. Хотя, есть, конечно, еще и некоторый шанс, что врут, просто бояре самовольничают, копая под государя, - и тогда ох и полетят головы, - да и дай Бог, чтобы так и сталось, Но пока что, слаб человек, никак нейдет из головы тот давний уже, очень, очень давний день, когда в Коломенском был государь, у себя во дворце, стоял у обедни.
Что же касается Академии как таковой, то тут, оказывается, все не так просто, как мнилось. Во всяком случае, есть и такое мнение, что весь проект затеян, помимо прочего, в связи с запросом научных учреждений США на поставку до двух тысяч квалифицированных молодых физиков, биофизиков, химиков, биохимиков, биологов всех направлений и прочая в год. Ныне, как известно, Америка активно откачивает молодые и яркие мозги из Индии, Кореи и т.д., но российское пополнение почему-то ценится выше. Если это, в самом деле, так, то рыпайся-не рыпайся, финал понятен. Есть покупатель, есть товар, есть продавец, и нет такого товара, который при наличии готовности покупателя платить без торга, не был бы продан. А поскольку товар в данном случае наделен свободой воли, выбор между меньше вкупе с мускулистой рукой российских чиновников и больше плюс расчетливо подчеркнутый заокеанский пиетет к молодым дарованиям, увы, очевиден. Поправки на патриотизм не принимаются, ибо быть патриотом мускулистой руки в ущерб себе глупо, а дураков среди молодых ученых мало.
Павел Шипилин, журналист:
Итак, подозрения подтвердились — в Российской академии наук происходят нехорошие дела, никак не связанные с наукой. Тем временем стало известно, что уже на следующей неделе законопроект о реформе РАН будет вынесен на заседание Госдумы. Причем, в нем не учтены поправки, которые сделали академики и передали Путину. За что они ужасно на него обиделись.
Коротенький наезд прокуратуры (а проверка длилась чуть больше трех недель) — ничто иное, как намек. Если бы такие нарушения нашли в «Оборонсервисе», виновные давно бы уж сидели в СИЗО, и против них были бы возбуждены уголовные дела. Ученым продемонстрировали, что об их махинациях теперь известно не по слухам — они зафиксированы документально. Причем, поступили гуманно: Генпрокуратура свои материалы не обнародовала — подозреваю, по экземпляру получили лишь Путин с администрацией да Фортов со своим президиумом. Остается догадываться, что там, в этих материалах прокурорской проверки.
Мне кажется, глава государства всеми силами старается сохранить за академиками статус неприкосновенных, дает им возможность сохранить лицо. Но они сопротивляются. Хотя хищения и коррупция в РАН, скорее всего, беспредельны и измеряются астрономическими суммами откатов и взяток. Путину об этом отлично известно. Если ученые не поймут, что реформа РАН — это спасение от позорных судебных процессов, на них натравят Бастрыкина и тогда академиков и членкоров начнут банально сажать за казнокрадство. Интересно, грядущие посадки тоже представят, как политическую расправу с неугодными власти?
Комментарии читателей (0):