Действительно ли сегодня роль государства на Северном морском пути ослаблена: мнения

Текущий год должен стать рекордным для арктического судоходства, которое благодаря таянию льдов может стать новым торговым путем, соединяющим Европу и Азию, пишет Financial Times
30 июля 2013  01:26 Отправить по email
Печать

Текущий год должен стать рекордным для арктического судоходства, которое благодаря таянию льдов может стать новым торговым путем, соединяющим Европу и Азию, передает корреспондент Financial Times Ричард Милн.

По состоянию на 19 июля администрация Северного морского пути (СМП), протянувшегося вдоль северного побережья России, выдала разрешение на проход 204 судам, говорится в статье. Для сравнения, в 2012 году этим путем проследовали 46 кораблей, а в 2010 - всего 4, говорится в статье. Эксперты предрекают, что в ближайшие десятилетия судоходство в Арктике продолжит расти, однако составить конкуренцию южному пути через Суэцкий канал СМП сможет лишь через несколько лет. Капитан российского флота атомных ледоколов Валентин Давыдянц считает, что к 2021 году морское сообщение через Арктику увеличится в 10 раз, а сам СМП будет открыт 8 месяцев в году. Морской институт Южной Кореи, в свою очередь, прогнозирует, что к 2030 году на долю СМП будет приходиться четверть всех торговых перевозок между Европой и Азией, сообщается в публикации. В то же время депутаты российской Госдумы считают, что сегодня роль государства на Северном морском пути ослаблена. Реальных действий по реализации задач Морской доктрины в Арктике не предпринимается. Недавно Государственная Дума России в окончательном чтении приняла правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути (СМП)». Документ разработан для принятия мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути. Они включают навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также обеспечение ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки и проводки по рекомендованным маршрутам в акватории Северного морского пути. «Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие системы управления Северным морским путем Морской доктрине Российской Федерации в части обеспечения национальных интересов в Арктике», - заявил глава Комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев. Документ также направлен на централизованное управление транспортной системой СМП, обеспечение безопасности мореплавания и защиты окружающей среды Арктического региона, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

ИА REX: Действительно ли сегодня роль государства на Северном морском пути ослаблена? Есть ли реальная угроза потери Россией контроля над СМП и как этого не допустить?

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству":

Если взглянуть на факты, в том числе касающиеся финансирования государством арктических проектов, то можно с определенной долей уверенности говорить, что российские власти стараются подтвердить заинтересованность в Северном морском пути. Россия объявила о создании по трассе Севморпути 9 спасательных станций (18,5 млн. долларов каждая) с вертолетами, пожарной и спасательной техникой. Кроме того, Россия строит 15 новых станций (итого 70) наблюдения и 30 автоматических наблюдательных постов (итого 33). Есть также планы по запуску новых спутников для наблюдения погоды в арктическом регионе. По оценкам экспертов, в действующую инфраструктуру Северного морского пути надо вложить 46,5 млрд. руб. Развитие инфраструктуры происходит в привязке к конкретным проектам, в которых может быть участником, как государство, так и частная компания. Строящиеся сейчас новые порты возводятся и проектируются как основа для освоения нефтегазовых месторождений (Харасавэй, Варандей, Приразломное) и отправки добываемого сырья по СМП. Есть также проекты строительства многоцелевых портов в бухтах Индига и Белушья Губа, Печенге и Ясе (Обская губа). В целом же, в государственной программе по шельфу, которую разрабатывает Минэнерго РФ, общая сумма затрат, предусмотренных до 2039 года, составляет 9,7 триллиона рублей. Как утверждается, большая часть пойдет на Арктику. При этом капитальные вложения - расходы на строительство платформ, судов, трубопроводов - составят около 4,9 триллиона рублей, а геологоразведка - 450 млрд. рублей.

Конечно, Северный морской путь не сможет полностью заменить Суэцкий канал. Но он его весьма прилично «разгрузит», а учитывая масштабы строительства автомобильных и железных дорог в последнее время, Россия, похоже, уже в самое ближайшее время сможет претендовать на статус не только энергетической, но транспортной сверхдержавы, которая способна, фактически, в одиночку контролировать трансевразийские транспортные потоки.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Северный морской путь (СМП) невостребован, пока работает Суэц. Если же Суэц окажется под политической или военной угрозой, то альтернативой будут, либо путь через мыс Горн, в обход Африки, либо СМП, либо скоростные перевозки через РФ по суше. На сегодня крупнотоннажные технологии свойственны флоту. Но в России уже намечаются инфраструктурные проекты ЖД и трассовых магистралей "Европа-Азия". И это будет главной угрозой СМП - скоростные перевозки по безопасной суше. А с участием мировых инвесторов, например магистралей для поездов на магнитной подушке - могут сделать СМП бесперспективным, как, впрочем, и путь через Суэц. У флота есть лишь одно преимущество перед сухопутными путями - на море вымогать некому и "ставить палки в колёса", чем славны некоторые страны. С этих позиций - СМП более перспективен инвестиционо, нежели сухопутный транспорт.

Андрей Давыдов, журналист:

Возможно, мы - по обыкновению - немного запаздываем, но утверждать, что не делается ничего для Северного морского пути - в корне неверно. Лучше предоставить слово не ангажированному компетентному специалисту, но даже я немножко в курсе, что и порты строятся, и законы принимаются. У России достаточно военного и экономического потенциала для удержания полного контроля над СМП, включая атомный ледокольный флот, чего нет у иных стран вообще. И Россия СМП удержит и заработает на нём. Если "наноприватизаторы" не заморочат Кремль в своих интересах и не подчинят интересы России лично своим.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть