В России с 14 июля вступает в силу закон, запрещающий работодателям включать в описания вакансий о приёме на работу ограничения, не связанные с деловыми качествами соискателей. В вакансиях теперь запрещается указывать пол, возраст, национальность, цвет кожи, родной язык, имущественное и семейное положение, принадлежность к общественным объединениям желаемых кандидатов и другие признаки.
За нарушение этого условия юридическим лицам грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей, а индивидуальным предпринимателям — от 3 до 5 тысяч рублей. Для соискателей никаких ограничений не вводится. Они по-прежнему могут сообщать о себе в резюме любую информацию, которую сочтут нужной, - сообщает ИА REX.
ИА REX: Поможет ли это в трудоустройстве женщинам и людям старше 40 лет?
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
Закон имеет смысл разве что как ориентир, декларация, но... Если декларацию постоянно игнорируют, то она воспринимается как издёвка и лицемерие. Дискриминация на рынке труда у нас чаще всего имеет неправовой характер: не де-юре, но де-факто. У работодателей, как показывает практика, есть масса возможностей игнорировать даже нормы закона и трудового кодекса или создать заведомо невыносимую атмосферу для работника, вынуждаемого уйти по собственному желанию...работодателя. И никто не скажет, что вас увольняют просто потому что у вас маленький ребёнок или из-за того что вы не смотрите преданно в глаза начальству и смеете спорить с ним.
Как в старом анекдоте о молодом человеке, принимаемом на работу в "закрытый ящик".
- У меня есть два пункта, по которым я опасаюсь быть не принятым.
- Какие же?
-Мой дед до революции был бандитом!
- Ну, какая чепуха. Это ж до революции. И, небось, грабил богатых. Этакий Робин гуд. Этот факт вашей биографии, конечно же, никак не скажется. А второй пункт?
- Я еврей!
- Ну что вы, у нас в стране ведь нет никакой дискриминации по национальному признаку! Но вот то, что дед до революции был бандитом, конечно, может сыграть свою роль.
В давнем разговоре со сведущими приятелями мне самому не раз приходилось слышать о некоторых местах и должностях. Туда берут только "своих". Причём критерии "своих" могли быть самыми разными. От национальности до идеологических симпатий. Квалификация, способности, знания в число критериев, как правило, не входили.
Вот нелегальная занятость трудовых мигрантов. Даже по официальным оценкам на одного легала приходится 4-5 нелегалов (по моим оценкам даже 6-7). А может быть есть в действующем законодательстве нормы, обеспечивающие быстрый карьерный рост блатным, друзьям или родственникам? А в реальности это сплошь и рядом. Да достаточно посмотреть на назначения в высших эшелонах власти - если не сослуживец, так однокурсник или коллега по работе в Питере... Встретилась едкая социологическая шутка: "о приоритетах реальной кадровой политики мы узнаем только тогда, когда закончатся все однокурсники премьера...". Я не рискну осуждать такую политику в атмосфере тотального и всеобщего недоверия. Как правило, рекомендация умного и надёжного человека намного весомей, нежели все импортированные тесты новомодных спецов по Human Resources & Head Hunters.
И тут дело не столько в злой субъективной воле работодателя. Если вы ведёте двойную бухгалтерию, половина деятельности фирмы находится в серой зоне и вы заинтересованы, чтобы про скелеты в вашем шкафу знали только лица из вашего круга, а о двойной бухгалтерии и зарплате в конвертах не имела понятия налоговая. То есть закрытая клановость - это имманентная черта и родимое пятно российского капитализма, вышедшего не из долгого периода первоначального накопления, а из бурных криминальных 90-х, мотивируемого не протестантской этикой (по М.Веберу), а скорее бандитскими "понятиями". (Лондонская тяжба Абрамовича и Березовского вынесла на свет многое из того, о чём мы догадывались, но о чём не принято было говорить публично).
У нас даже русских и русскоязычных де-факто дискриминируют. Читаешь, например, объявления в российских газетах для иностранцев, что на должность требуется, нет, не "свободное владение языком", но "носитель иностранного языка как родного". И речь не идёт об учителях языка. Мы живём в мире, в котором писаные формальные нормы права далеко не всегда определяют нашу жизнь. Не судите об айсберге только по меньшей его части - надводной. А нормы трудового законодательства это та же надводная часть айсберга реальных трудовых отношений. Особенно, когда эти нормы противоречат интересам физических или юридических лиц, для которых эти нормы, якобы, и написаны.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это создаст конфликтность. Ведь тратить время, силы, средства попусту, чтобы в итоге не получить ожидаемого трудоустройства из-за вынуждения работодателей ко лживости законом - чревато ростом злобы и недоверия к законодателям. Этот закон - ещё одна диверсия против властей, созданная властями же. Все эти люди, которых обманет реклама, которые потратят ценности на лживое ханжество власти, в душе против власти и выступят, а если это будет оплачено, то это и будет их новой работой.
Похоже, что многие законы пишутся под лозунгом "от жуликов и воров" и являются подставой с целью роста общественного недоверия к Кремлю. Это касается и "бюджеторазорительных" инициатив, и вот таких, кокетливо-лживых.
Роман Лискин, журналист:
В любом случае, можно будет обжаловать в суде компенсацию в виде морального ущерба, если, недалекая кадровая служба будет ссылаться на возраст, как причину отказа в трудоустройстве и при этом будут, хотя бы свидетели. Хотя по недомыслию кадровая служба может и такую справку дать. Бывают возрастные цензы, установленными другими подзаконными актами. Однако, вполне допускаю, что многие будут судиться, когда на кону будет стоять действительно интересная должность, посильная соискателю. Конечно, в крупных корпорациях, кадры в курсе принимаемых законов, это скорее касается должностей муниципальной службы районного уровня или среднего и мелкого бизнеса.
Валентин Гринько, историк и философ, кандидат философских наук:
Это только газетам, публикующим объявления о трудоустройстве, убыток от потери буквомест. А хозяин и примет, кого захочет, и выгонит, кого захочет, независимо от деловых качеств работника. А дурачком прикинется, если какие-то претензии. И никакие суды не восстановят. Потому что справедливость должна зиждиться не на писаных текстах, а на гранитных вековых традициях.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Еще одна бюрократическая глупость. Ну, допустим, на вакансию стюардессы придет два десятка тетенек в возрасте свыше 50 лет. Их вежливо примут, послушают и в должности откажут. Будет бесполезно потрачено время тетенек и работников отдела кадров. И все из-за того, что наши "законодатели" не дают себе труда даже ПОДУМАТЬ, что последует за принятием их глупого закона.
Андрей Куприков, политолог, председатель волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
С тревогой думаю о будущих сложностях у владельцев борделей, предполагаю, что престарелый, не говорящий по-русски, одноногий киргиз весьма разочарует посетителей заведения.
Комментарии читателей (0):