Нужен ли России Браудер в обмен на Сноудена: мнения

Выдача Сноудена ничего не добавит России среди тех, кто считает его предателем и сильно испортит среди тех, кто поддерживает дело Сноудена
13 июля 2013  21:25 Отправить по email
Печать
This article is available in English. / Эта статья доступна на английском языке.

12 июля 2013 года вынесен вердикт в отношении аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и главы фонда Уильяма Браудера.

Оба они были признаны виновными в уклонении от уплаты налогов. Тверской суд Москвы прекратил дело в отношении Магнитского в связи с его смертью, а Браудера заочно приговорил к 9 годам лишения свободы. Напомним, что Уильям Браудер – американский финансист и один из основателей фонда Hermitage. Этот фонд к середине 2000-х годов входил в число наиболее успешных иностранных инвестфондов в России. Hermitage вкладывал средства в бумаги ведущих российских эмитентов и был миноритарным акционером в ряде крупных корпораций. Уильям Браудер периодически отстаивал свои интересы в компаниях, миноритарием которых был его фонд, и заявлял о борьбе с коррупцией в их руководстве. В 2005 году Браудеру был запрещен въезд в Россию. Впоследствии фонд Hermitage продал свои российские активы и переориентировал деятельность на другие рынки. В 2007 году возникли подозрения, что дочерние компании Hermitage Capital уклоняются от уплаты налогов. Уильям Браудер в это время находился за пределами России и обвинения в его адрес выдвигались заочно. В 2008 году был арестован аудитор фонда Сергей Магнитский, который год спустя скончался в СИЗО. В 2011 году президент Дмитрий Медведев поручил разобраться в делах, связанных с гибелью Магнитского. В конце того же года ГУ МВД по Центральному федеральному округу выделило дело Браудера и Магнитского в отдельное производство.

ИА REX: Может быть России обменять Сноудена на Браудера? Можно ли считать Браудера шпионом? В чём похожи миссии Браудера и Ходорковского по захвату российских ресурсов?

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты «Служу Отечеству»:

Никаких оснований для обмена Сноудена на Браудера нет. Насколько я помню, в нашей практике не было подобных инцидентов - мы обменивали иностранных шпионов и отечественных диссидентов на своих шпионов, но обменять одного разыскиваемого на другого - это нонсенс.

Как бы нам ни хотелось заполучить Браудера, это вряд ли возможно. С классической точки зрения, ему не инкриминируется шпионаж (а если бы инкриминировался, то не следовало бы и мечтать о том, что нам его выдадут). Он обвиняется по экономическим статьям, и никогда нигде официально не назывался обвиняемым или подозреваемым в шпионаже, хотя, несомненно, получил массу конфиденциальных материалов о внутрироссийских делах и, возможно, компромат на представителей нашего так называемого истеблишмента. Но с юридической точки зрения к шпионажу это привязать невозможно, поскольку невозможно доказать.

Миссии Браудера и Ходорковского по захвату российских ресурсов не просто сходны, они согласованы. Проблема в том, что это не единственный случай. Необходима законодательная система, гарантирующая невозможность таких действий, и исполнительная система, обеспечивающая неукоснительное исполнение законов, а вот с ней не все так просто. Главные проблемы сейчас не вовне (они были, есть и будут), а внутри - пока в России не будет невозможной подобная деятельность, она будет продолжаться.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Выдача Сноудена ничего не добавит России среди тех, кто считает его предателем и сильно испортит среди тех, кто поддерживает дело Сноудена. Тем более не поймут подобного шага в России. Что касается захвата российских ресурсов, то их давно захватили и контролируют бюрократическо-корпоративные комплексы, скрывающиеся за брендами, как Газпром, Роснефть и т.д. все меньше россиян видит пользу от этих ресурсов. Что касается международного законодательства, то реально Россия, вернее ее властно-олигархические элиты крепко интегрированы в современную глобализационную неолиберальную международную систему, которая и гарантирует им свободу предпринимательства и защиту их доходов и благ, подобно тому, как в эту систему интегрированы саудовские и катарские шейхи и эмиры. В этой системе бывают противоречия и конфликты, но они, как когда-то говорили преподаватели общественных дисциплин в СССР, неантагонистические и используются в основном для нужд домашней политтехнологии.

Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:

Миссии Браудера и Ходорковского по захвату российских ресурсов - это большая и сложная тема. Я ее знаю в деталях. Да, задача заполучить по дешевке российскую нефть и газ у западных компаний стояла. А вот насколько эта цель диктовалась политикой - трудно сказать. Доказательств нет. Я думаю - она все же входила в цель политики США.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть