События в Пугачёве в очередной раз показали, насколько потенциально озлоблены россияне, и как легко выплеснуть их ненависть наружу. Социологи тоже отмечают эту тенденцию: «всех перестрелять «готовы 72% россиян, у 53% народа это чувство замешано на национализме. 8 июля в саратовском городке Пугачёв произошёл демократический сход граждан. Они вышли на площадь после убийства чеченским подростком местного татарина-десантника. Как это принято в последние годы, пугачёвцы требовали от властей насильного выселения кавказцев из города, «а то хуже будет». Национализм – лишь повод для подобных выплесков агрессии, причина же лежит в глубинной фрустрации народа, густо замешанной на озлобленности. В книге Института социологии РАН «Социокультурные факторы консолидации российского общества» (Москва, 2013) приводятся данные психофизиологического состояния россиян. Для изучения агрессии в российском обществе социологи задавали простой вопрос: как часто человек испытывает желание перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране стала такой, какова она сейчас?
Среди тех, кто часто испытывает желание перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране стала такой, какова она сейчас, 74% согласны с тем, что люди их национальности многое потеряли за последние 15–20 лет и свыше половины (53%) считают, что для защиты интересов их народа все средства хороши. Кроме того, 51% в их составе одобрительно относятся к принудительному выселению лиц определённых национальностей из их города или села. Всё это позволяет предположить, что внезапный всплеск агрессии может принять формы националистических выступлений, хотя в основе его будут лежать совсем иные причины. И не случайно среди тех, кто часто испытывает чувства несправедливости происходящего и стыда за страну, а также ощущает, что дальше так жить нельзя, 64% часто ощущают и желание перестрелять всех, из-за кого жизнь стала такой, какова она сейчас. При этом среди тех, кто практически никогда не ощущает этих чувств, лишь 11% испытывают желание «всех перестрелять» «Учитывая динамику распространённости подобных чувств, можно ожидать дальнейшего быстрого распространения агрессивных умонастроений в российском обществе – а это заведомо несовместимо с задачей его социокультурной консолидации», – пишут социологи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
ИА REX: В чём причины агрессивности наших людей?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Это – действительно одна из наиболее заметных тенденций внутри российского общества. Причина здесь только одна: страна устала без расстрелов, а люди устали от вопиющей несправедливости, которой нет конца. Генетическая память россиян даёт им только одну подсказку по быстрому и эффективному выходу из этого тупика: расстрел для всех коррупционных начальников. Этот генетический зов на порядок усиливается такими мерами как экономическая амнистия или прогулки Е. Васильевой, с браслетом, по магазинам.
Но главная проблема в том, что рано или поздно этот внутренний запрос жителей России – и здесь уже без всякого разделения на национальности и конфессиональную принадлежность – будет неизбежно реализован на практике какой-то абсолютно новой политической силой. Единственный, для действующей власти, способ остановить этот разогнавшийся паровоз – реально, всерьёз покарать наиболее знаковые коррупционные фигуры. Другого выхода у власти уже нет. В противном случае власть сама рискует войти, в глубинном народном сознании, в тот же самый гипотетический «расстрельный список».
Эту неизбывную народную тягу ни в коем случае нельзя связывать с коллективной агрессивностью. Русские, россияне – один из самых спокойных народов в мире. Киргизы, грузины, египтяне – уже давно бы решили все свои проблемы наиболее простым и доступным способом. Но русские – слишком нежные для резких перемен, поэтому вечно страдают. В мире есть сотни различных рейтингов: самые коррумпированные страны, самые читающие и т.п. Странно, что до сих пор никому не пришло в голову составить, наконец, рейтинг самых агрессивных народов, с учётом всех положенных научных составляющих – не только бытового насилия, но и походов войной на соседние страны. По состоянию на сегодняшний день Россия была бы где-нибудь на 150-м месте.
Поэтому Институт социологии РАН – неправ. В плане того, что масса россиян «готова всех перестрелять». Да, она готова. Но с 1985 года почему-то никого по большому счёту так и не перестреляла. Хотя имела для этого, даже по меркам ООН, все основания. Поэтому россиянам и приходиться, порой, отыгрываться друг на друге: резать кухонным ножом, расчленять, душить, вешать, плевать в лицо, обкладывать матом. Учёные стесняются признаться, что привлечение к суровой ответственности одного только М. Горбачёва способно мгновенно утихомирить весь народ на несколько лет вперёд.
Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:
События в Пугачёве (Саратовской обл., Россия) и во Врадиевке (Николаевской обл., Украина) очень схожи: их объединяет агрессия, которую проявляют люди, решая насущные проблемы жизнедеятельности. Уже не один год социологи отмечают нарастание на постсоветском пространстве, да и в целом в мире, такого важного индикатора социального поведения, как показателя социальной дистанции (шкала Э.Богардуса). Как следствие рост проявлений ксенофобии, экстремизма, агрессии. Могу лишь уточнить, что все эти деструктивные поведенческие реакции происходят, в частности в Украине, России и Белоруссии, на фоне патопсихологического состояния, названого нами "психоневроз отложенного действия" (см.: данные нашего мониторинга общесистемных изменений, 1992-2012).
Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:
К сожалению, рост агрессивности в обществе закономерен. Он происходит по двум основным причинам (не включая в рассмотрение потенцирующие их политтехнологические действия).
Во-первых, это возрастание интенсивности социальных стрессов, усиление неопределенности и неуверенности в будущем, девальвация и размывание смысложизненных ориентиров. Отсюда рост тревожности и ноогенная невротизаия населения с исходом в агрессию, а также депрессивные и наркологические расстройства (по Франклу). Во вторых, это прогрессирующая инфантилизация общества - инфантильные люди, с одной стороны, более эмотивны, с другой - у них нарушены механизмы антиципации. Поэтому они испытывают больше агрессивных импульсов - и зачастую готовы их реализовать, не задумываясь о последствиях.
Герман Янушевский, социолог и системный аналитик:
Область чувств, ощущений, удовлетворенности или не...надежд, ожиданий и отчаяний, либидо и эго никогда не являлась предметом социологии, как науки, изучающей ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, а не чувственно-духовный мир человека. Это предмет ныне позабытой науки "Социальная психология" или психотерапии, или фрейдизма. В представленном материале снова видны уши Фонда Эберта. Идеализм, метафизика, индивидуализм, махровый субъективизм, в общем, ПОЛНЫЙ либералистический НАБОР ПСЕВДОНАУКИ. Здесь обсуждать нечего. Это все нечто психо-потустороннее, не имеющее НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАКТИКЕ. Как и "труды" шарлатана среди академиков и академика среди шарлатанов некоего Ю.Пивоварова!
Ефим Андурский, правозащитник:
Наблюдая за своими подзащитными – людьми, как правило, отчаявшимися, могу с уверенностью сказать, что чаще всего их агрессия обусловливается пониманием безнадёжности, того, что люди призванные защищать закон, оказываются на стороне их обидчиков. Не потому ли инвалид I группы безногий Николай Игнатьев, расплакавшись после очередного суда, пожалел, что у него с собой не было гранаты. И как должен поступить другой мой подопечный – Анатолий Семёнов, многократные обращения которого в полицию ничего не дали, а прокуратура, отменив десятка полтора отказных постановлений, прекратила переписку. Безрезультатными оказались обращения в МВД, Генпрокуратуру и в правительство РФ.
Андрей Скрипцов, политический консультант:
Ответы лежат на поверхности. Неудовлетворенность состоянием дел в обществе, ощущение того, что государство предает свой народ, наступление на традиционные русские ценности: семья, патриотизм, соборность, православие, история. Все это в комплексе вызывает серьезное раздражение, периодически выливающееся в стресс. Интересно тут другое - почему, несмотря на то, что моделируется общество, где "человек человеку - волк", наши люди все же сохраняют определенную выдержку и не выходят в массе своей за пределы закона и разума? Дело ли тут в нашем терпении, которое бесконечно, или ситуация сложна тем, что оружия стрелкового у людей не хватает? - Ответить не берусь, но отсутствие массовых бунтов более удивительно в последние 20 лет, чем те настроения, о которых говорят исследователи.
Валентин Гринько, историк и философ, кандидат философских наук:
Да шутят опрашиваемые товарищи: неужели непонятно? Но и не просто так шутят. Наш народ добрее всех остальных народов мира, вместе взятых, но если суровость время от времени не демонстрировать, так совсем, же на шею сядут.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Подобная агрессивность отсутствует в тех странах, где не отменена смертная казнь. Например, в Китае, где за непоправимые преступления убивают, чтобы получить возмещение хотя бы в виде общественной законопослушности. Подобная агрессивность отсутствует и в США, где стволов на руках граждан больше, чем самих граждан. Ещё снятие агрессивности достигается договороспособностью в виде общественно-согласительного взаимодействия, в виде переговоров или торгов, где возможно высказаться и получить ответы на вопросы. Эти процедуры дефицитны у властей многих стран, где предполагается, что власть это не договороспособность, а лишь давление. В итоге договороспособность проявляется лишь к обладателям больших потенциалов, будь то талант или деньги. А масса обычных граждан чувствует себя обделённой и обманутой. Что крайне опасно для стран, где всеобщая воинская обязанность или вооруженное население, ведь без возможности договариваться или хотя бы общаться "по справедливости и про справедливость" - не остаётся иного пути, чем свержения на свой уровень. Эти моменты, кстати, хорошо чувствовало сталинское Политбюро, и отвечая на письма граждан и периодически выступая перед ними. Особенно после того, как Свердлова рабочие показательно забросали гайками, что надолго оставило в русском языке странное слово "гайки", когда какого-то решения нет, и оно даже не предполагается.
Комментарии читателей (1):
Самоорганизация масс и народные выступления в Пугачеве, Египте, Бразилии, Китае, Португалии, Турции, Киргизии и т.д. - события одного ряда, обусловленные чувством несправедливости и ростом психического напряжения социально активных субъектов парциального социокультурного поколения 2011-2037 гг. в условиях анархического политического режима 1985-2024 гг., а также эмоциональным состоянием презрения и неприязни вплоть до ненависти, вспыхивающей по самому ничтожному поводу и проявляющейся в разных формах. И это только цветочки. Нормативная численность парциального социокультурного поколения составляет 2/7 от общей численности населения. С учетом психического "заражения" общая численность недовольных возрастает до 69 %.