Моралес – no pasara: мнения

Как можно оценить этот дипломатический скандал?
4 июля 2013  23:48 Отправить по email
Печать

Пресс-служба МИД России обнародовала позицию ведомства по ситуации вокруг авиарейса президента Боливии Эво Моралеса.

В связи с отказом ряда европейских государств выдать разрешение на пролёт через их воздушное пространство самолёту президента Боливии Эво Моралеса и вынужденной посадкой в аэропорту Вены этого спецрейса из Москвы считаем необходимым отметить следующее: Действия властей Франции, Испании и Португалии едва ли можно рассматривать как дружественные по отношению к Боливии, а также России, из которой президент Моралес следовал по завершении визита в Москву. Кроме того, отказ предоставить право пролёта воздушному судну мог создать угрозу безопасности находившихся в самолёте пассажиров, включая главу суверенного государства.

ИА REX: Как можно оценить этот дипломатический скандал?

Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:

Да, президента Боливии опустили - в прямом смысле слова. Опустили на землю его самолет. Борт президента Боливии был вынужден совершить посадку в Вене из-за того, что власти Франции и Португалии отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства и аэропортов самолетом Моралеса. Власти этих стран опасались, что на борту может находиться Эдвард Сноуден, выдачи которого требуют власти США. Вот ведь угораздило Моралеса во время пребывания в Москве заявить во всеуслышание, что его страна готова рассмотреть прошение американца о политическом убежище! Нет, чтобы по-нашенски, по-тихому, под ковром... Сначала сделать - а потом сказать. Или сделать - а не рассказывать ничего вовсе. Впрочем, главное в щекотливой ситуации - именно марионеточные действия европейцев. Вот так тайное становится явным. И Францией, и Португалией (а также Испанией, которая оказалась "повязана") управляет Госдепартамент США. Типа, пока все спокойно, они демонстрируют свою якобы самостийность, а в чрезвычайных (для геополитики, то бишь американских интересов) ситуациях Госдеп принимает командование на себя в режиме ручного дипломатического управления.

Евроколлаборационисты не только не возражают против того, что американские спецслужбы за ними следят (см. скандал с еврослежкой), они еще и послушно задержали самолет боливийского президента и старательно его "обшмонали": Власти Австрии обыскали самолет президента Боливии Эво Моралеса в аэропорту Вены, но экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена на борту не обнаружили, сообщил ... вице-канцлер Австрии Михаэль Шпинделеггер. В общем, Моралес - но пасаран! Пока Сноуден - но вольвера. Всяк президент - знай свой шесток. Вот вам и демократия, и права человека в одном аэропорту. И дипломатия на высшем уровне, недосягаемо высоком. Что дальше? Видимо, во избежание связанных с подобным прецедентом авиаинцидентов ВВП совершает дипломатические маневры, уверяя США в уважении и почтении.

Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук: Важно, что создан прецедент. В принципе, вынужденная посадка самолёта с последующим изъятием оттуда видного политика в истории отмечена. Но «казус Ан-Нура» в истории единичен, и тот злополучный рейс был обычным, гражданским, и вообще вокруг «известных пассажиров первого класса» сплелась тогда такая сеть интриг, свитая всеми ведущими разведками мира, что подлинную подоплёку тех событий хрен выяснишь. Да и был храбрый суданский полковник всего лишь оппозиционером, спешившим на зов организаторов уже провалившегося — о чём он не знал — переворота. Тут худо-бедно, но есть какие-то объяснения. А вот нынешнюю ситуацию не объяснишь никак. «Борт № 1» — пусть даже боливийский — по всем законам и понятиям — территория Боливии, и обыскивать его, не получив на то разрешение г-на Моралеса, не мог никто и ни при каких обстоятельствах.

Даже будь на его борту объявленный во всепланетный розыск Интерполом террорист или осуждённый преступник планетарного масштаба. Но здесь, в случае со Сноуденом, ничего не спишешь даже на «даже». И сколько бы ни ныл теперь боливийский министр иностранных дел, как бы ни возмущался его эквадорский (два раза ха-ха) коллега, в какие бы высоты благородного гнева, клеймя «явное беззаконие», ни взлетал еще один министр, из Венесуэлы, боржоми можно уже не пить.

Всё очень просто: самолёт президента — без должных юридических оснований, а только по негласному указанию из Вашингтона — не пропущен, посажен, проверен и отпущен. Со всеми пассажирами, потому что нужного не было. А будь Сноуден на борту, улетел бы без него. При всём том, что (мнение Дмитрия Данилова, совсем чуть-чуть завотделом европейской безопасности Института Европы РАН) итогом может стать «разбалансировка отношений» между ЕС и Латинской Америкой, потому что «латиноамериканские страны будут отныне принимать в расчёт подобные действия и исходить из того, какими приоритетами руководствуются те или иные европейские государства».

Ну да, будут. И что с того? Да ничего особенного. Разве что повозмущаются на очередном «круглом столе». Потому что — прав, и трижды прав, и десять раз прав Евгений Астахов, профессор МГИМО и карьерный дипломат высочайшего ранга, —

«сейчас главенствует не международное право, а евроатлантическое сообщество во главе с США. Они могут делать всё, что хотят, потом можно протестовать и обращаться куда угодно, вплоть до международных судов, но они делают то, что им надо».

И противоречить им — если дело для Штатов идёт на принцип — боятся (да-да, боятся) все. Вплоть до самых принципиальных. А потому считаю целесообразным обратить ваше, дорогие читатели, внимание на недавно опубликованное эссе израильского эксперта-политолога Кирилла Бузкова «Хвост вертит собакой?». Оно очень интересно. Не авторскими идеями, а тем, что он прямо и честно озвучивает видение будущего человечества американскими аналитиками. Куда прямее и честнее, чем они сами. Они вуалируют то, что считают единственно возможным, в красивые слова, а он, разделяя их позицию, откровенен.

Итак, все предельно просто. «В настоящем и в будущем ресурсы будут принадлежать тому, кто имеет мощности и технологии, а также знания, позволяющие ему диктовать всем прочим потребности. Ресурсы поделены, и поделены бесповоротно, ибо реальные имеются сегодня у 2–3 наций, да и то в потенциале. При этом сами они воевать не будут. «Ресурсные войны» будут вестись всякими папуасами разной степени дикости; они будут покупать у Запада оружие и бороться за право поставлять на Запад свои драгоценные ресурсы». И далее: «Живущие хорошо и долго намереваются жить ещё лучше и дольше и рассмaтривают размножающуюся часть человечества как прямую угрозу своему благополучию. И будут отсекать её от всех ресурсов, оставив обскурантам только духовность».

Иными словами, мир откристаллизовался. Есть сильные страны и есть все остальные, которым их уже не догнать, и сильные страны сделают всё, чтобы пользоваться ресурсами планеты, диктуя всем остальным свою волю. Разве что дав тем из «остальных», кто вовремя всё сообразит и успеет прогнуться, возможность пристроиться при дворе в качестве знающей своё место обслуги. А те, кто вовремя не успеет (или не захочет), — добро пожаловать в «папуасы». И ситуация с самолётом Моралеса это показывает убедительнее некуда. Ибо сами видите: как только парнишка, решивший «поднять американский народ на противодействие растущей угрозе тирании», был расценен этой самой тиранией как реальная угроза, все маски полетели на фиг, и зверюга предстала перед миром во всей красе, ничего не боясь и на все плюя.

А это, собственно говоря, значит, что так оно и будет. Не сразу, но постепенно зверюга — или если угодно, «цивилизованный мир», — будет занимать позицию за позицией. Слабых походя припугивая, а сильных (их очень немного) постепенно растлевая и расшатывая, а потом разваливая и беря под контроль. От «мирового сообщества» тут уже ничего не зависит. Оно уже ни на что не способно. На что-то способны пока еще две-три (или одна-две, а то и вовсе одна) страны, если, конечно, их руководство (естественно, по секрету от подданных) уже не смирилось с «парадигмой Бузкова». Но если не смирилось, начинать надо не когда-нибудь и даже не завтра, но прямо сейчас. Пока зверюга ещё уязвим.

Иван Фомин, философ, шеф-редактор журнала «Сократ»:

Я что-то не припомню такого в новейшей истории, чтобы главу независимого государства вот так тормозили, обыскивали самолет, нарушая все принципы международного права и пр. Разве самолет президента это не территория Боливии? Я что-то реально такого не припомню. Сбивать они сбивали самолеты с президентами, например, британцы недавно признались, что именно они устроили катастрофу самолета Лумумбы, чтоб социализм не слишком быстро строил, но такого еще не было. И все молчат... Это к слову о том А) важен Сноуден американцам или нет, а ведь многие аналитики доказывали, что он им особо не нужен, ничего такого он не знает и пр., Б) чьи интересы и как нам надо защищать. Если так дальше пойдет, то самого Путина тоже где-нибудь на саммите очередном большой восьмерки также тормознут, извините мол, проверка паспортного режима, потом скажут, режим, мол, не прошел, документы неправильные какие то, и в Гаагу к Шешелю, Младичу и всей честной кампании.

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты «Служу Отечеству»:

Задержание президентского самолета Боливии с Эво Моралесом на борту - нонсенс. Это прямое нарушение всех дипломатических норм, нарушение национального суверенитета. Эво Маралеса и в его лице всю Боливию публично унизили, показав, что западные страны способны сделать что угодно с любым президентом, невзирая на нормы международного права. Однако эта ситуация не делает чести и самому Эво Моралесу - он мог не подчиниться требованиям и приказать пилотам продолжать полет либо вернуться обратно. Если бы он отказался от посадки, он заставил бы других дрожать и дергаться, поставив их перед нелегким вопросом - принять решение о принудительной посадке самолета президента независимого государства, что может привести к катастрофе и равносильно объявлению войны. Моралес не пошел на обострение и проиграл - он фактически согласился с предъявленными ему требованиями, что не допустимо. Он позволил досмотреть самолет - это равносильно допущению иностранных сил для досмотра территории своей страны. Да, сейчас в Боливии и других странах Южной Америки начались выступления протеста по этому поводу, но при этом степень уважения к президенту, который позволил такое отношение к себе и своей стране, уже снижается. Вряд ли Уго Чавес (будь он жив) позволил бы подобное - он пошел бы на конфликт с риском быть сбитым ракетами, но не позволил бы себя унижать принудительной посадкой.

Сейчас многие эксперты гадают, насколько эта ситуация обусловлена поисками Эдварда Сноудена. Возможно, он действительно обладает большим объемом очень секретной информации, но это вряд ли является основанием для задержания самолета с президентом Боливии. Сноуден - не причина, а повод. США и их союзникам крайне важно продемонстрировать силу, показать всем свою способность действовать несмотря и вопреки всем нормам. Это особенно важно сейчас, когда Южная Америка отворачивается от США и стремится стать самостоятельной силой, развивая сотрудничество с Китаем и Россией.

Эво Моралес стал "пешкой", у которой была возможность выйти в "дамки". но для этого надо было поставить на кон свою жизнь. Моралес мог игнорировать запросы и продолжать полет, поставив других перед сложнейшим выбором (сбивать президентский самолет - это не шутка), но он предпочел подчиниться незаконным требованиям и проиграл. Последствия этих событий проявятся не сразу, но обязательно проявятся - как минимум, в повышении степени агрессивности американской политики в Южной Америке и Европе.

Герман Янушевский, социолог и системный аналитик, кандидат философских наук:

Исторический процесс развивается по уже давно известным ЗАКОНАМ, которые либерал-буржуазия знать не хочет. Как в Мюнхене Европа развязала руки Германии, так сегодня Путин развязал руки США. Путин вместе со всей Европой облизал волосатые пальцы Обаме.

Но это еще не эндшпиль. А, вообще-то с шахматами полная аналогия. Играют белые и черные. Вдруг крайняя, с вертикали "Ф" или "h" прорвалась за спину противника на его заднюю линию и превратилась в ферзя. Но, оказывается, он не нужен, ни черным, ни белым, которые оба так и продолжают считать его пешкой. Разменной монетой. Для Обамы он преступник, личный враг. Для Путина презренный правозащитник, от которых и у себя в доме-то тошно! Но Сноуден все же ферзь. Он ведь сам добрался до этого статуса! Поэтому, можно надеяться, что партия еще не закончена. А вы заметили, как дружно западная пресса провозгласила Путина лучшим правителем Запада? Только известно тоже давно, что если тебя хвалит стратегический противник, значит ты, Володя, НЕ ПРАВ. Это, говоря мягко.

Александр Хохулин, журналист:

Я и дальше думаю, что какой-то чрезвычайно важной и новой для нас информацией Сноуден вряд ли располагает. И в России не могли не знать, что американцы подслушивают и подглядывают, и для европейцев это секрет Полишинеля. Беда для американцев в публичности, в скандале, из-за которого даже европейские руководители государств вынуждены физиономии кривить. И поймать беглеца нашим заокеанским друзьям надо не для того, чтобы прикрыть поток нежелательной информации – поздно, Маша, пить Боржоми. Их бесит его недостижимость, невозможность продемонстрировать неотвратимость жестокой кары – в назидание всем потенциальным сноуденам. Именно ради этого отброшены все дипломатические приличия, на европейцев рявкнули и они уже готовы даже чужим президентам кричать – лицом к стенке! Ноги шире, руки за голову, нам приказано тебя обыскать! Забавны испуг и подобострастие европейских лидеров, покорно вытащивших плевок из борща и продолжающих умильно его хлебать.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Новая мода обесправливать первых лиц государств - весьма интересна. То Моралеса обесправят, то Мурси. Всем руководителям стран действительно стоит задуматься, не заставят ли их носить кольца в носах. Например - олимпийские. Как быть низвергаемым - не знаю. Возможно, что им пора к нашему коллеге-эксперту Игорю Коротченко, насчёт закупки вооружений и помощнее. Ведь практика показывает, что чем менее вооружена страна - тем меньше уважения к ней.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

А чему тут удивляться: в мире, который построил «дядя Сэм», действует право силы, а не сила права. Для Запада законы не писаны – он действительно может и сбить президентский самолёт, как было в случае с Лумумбой, и остановить его, как произошло на днях с самолётом Эво Моралеса, и устранить неугодного лидера - с помощью цветной революции, как Мубарака и теперь Мурси, или прямым военным вмешательством, как в Ираке. И да, возможно, скоро самолёты с неугодными лидерами, прилетевшими на какой-то саммит, будут останавливать – мол, «проверка паспортного режима» - а неугодных лидеров прямо с борта тащить в Гаагу, и никто ничего поделать не сможет. Поэтому нужно понимать, какому врагу противостоит сейчас Путин, и не требовать от Президента кавалерийских наскоков: не надо думать, будто эксперты, демократические журналисты и блогеры лучше разбираются в делах разведки, чем чекист (а чекисты бывшими не бывают) Путин. Возвращаясь к случаю с самолётом Моралеса, можно сказать, что это не столько доказательство важности Сноудена для Америки, сколько демонстрация силы. Запад тут, во-первых, показывает, что он сейчас может сделать всё что угодно, к примеру, остановить и обыскать самолёт любого президента; а во-вторых, демонстрирует, что никакой отступник от Запада не уйдёт - нигде ему места не будет, западники никому не позволят предоставить убежище отступнику и достанут его из-под земли. Таково бремя империй: империя, тем более такая, как Запад, должна быть всегда сильной, всегда побеждать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть