Доктор философских наук Игорь Чубайс предлагает обсудить, почему советы Солженицына не услышаны.
"Причин тому много и первая - в меняющейся духовной атмосфере, в принижении роли интеллектуалов. ХХ век по большей части прошел под девизом «любите книгу…». ХХI-й круто разворачивается, вчера на глаза попала сентенция силовика – «Интернет – источник терроризма». Я уверен, что Александр Исаевич и на последнем этапе жизни обыграл власть предержащих. Вступая в контакты с руководителями разных уровней, изображая лояльность, он добился переиздания своих работ, и даже включения их в школьную программу. Но усвоены ли нами его уроки, прочитаны ли его книги? Тогда кто же мечтает переименовать Волгоград?!", - спрашивает философ.
"А, если «не бояться Интернета», многие проблемы проясняются. Формулу «сбережение народа» повторяют регулярно, и телевидение призывает женщин увеличивать рождаемость. Но ее уровень в России и без того выше, чем в Евросоюзе. На самом-то деле проблема - сверхсмертность, а тут две причины – запредельная продажа водки (в начале прошлого века Россия потребляла около 4 литров на человека в пересчете на чистый спирт в год, а сейчас 18 литров!). Вторая причина – снижение госрасходов на здравоохранение, для значительной части населения медицина стала недоступна. Значит, не женщин надо агитировать, а менять приоритеты госбюджета…", - предлагает Чубайс.
"Солженицын справедливо говорил о местном самоуправлении. Вместе с малым бизнесом – это важнейшие опоры демократического государства. Но, по признанию бизнес-омбудсмена Б. Титова, только в первом квартале этого года в стране закрылось 300 тысяч малых предпринимательств. Спрашиваете – почему? М. Полторанин привел в своей книге разъяснение Ельцина, положенное в основу постсоветской стратегии – «Когда меньше хозяев – с ними работать удобнее. А все станут хозяевами – начнут власти приказывать. Какой тогда угол искать?» Солженицын и другие русские мыслители высказали множество актуальных советов и остались не услышанными. Социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться и сжимать пружину недовольства. Способна ли власть на настоящие реформы или нас ждет демонтаж, дай Бог мирный, всей политической системы – покажет будущее. Скоро мы к Солженицыну вернемся!", - прогнозирует Чубайс.
ИА REX: Почему советы Солженицына не услышаны? Прав ли Игорь Чубайс?
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Есть много причин, почему Солженицын оказался неуслышаным. Часть - что как писатель он оказался нечитаемый. Его главное произведение "Красное колесо" написано в традициях советского соцреализма. Даже лучшие фрагменты, как "Ленин в Цюрихе" больше говорят об авторе. Писатель Виктор Некрасов, знавший Солженицына, назвал образ Ленина политическим автопортретом автора. Есть и причины личные. Солженицын вел себя, как пророк, обличал, обзывал, отказывался участвовать в общих мероприятиях. Памятен его отказ участвовать в обеде у президента Рейгана, когда он узнал, что еще несколько русских интеллектуалов тоже приглашены. Виноваты и его неадекватные оценки. Помню, только прилетев в Германию после высылки из СССР, Солженицын заявил немцам, мол, вы не знаете, что такое настоящая диктатура. Подобные высказывания дали повод присвоить ему не слишком почетный титул - "Задница года". Надо отметить, что Солженицын сам приложил руку к принижению роли интеллектуалов. Его "образованщина" стала одним из первых гвоздей в гроб русской интеллигенции. Что касается цифр о закрытии мелких бизнесов, то это процесс естественный в любом обществе. В США 50% малых бизнесов закрывается в первый год их существования, и 95% не выживают больше пяти лет.
Валентин Гринько, историк и философ, кандидат философских наук:
Игоря Чубайса помню: был такой товарищ с бородкой... Мы с ним на одном потоке в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ были в 1990-м году, целых 5 месяцев. Вокруг Игоря складывался какой-то кружок, но я туда не входил и не стремился. По существу его высказываний, то у нас в стране, считай, все Солженицыны. Всяко не ниже. Мыслители. Тому нас учат семья и школа. Мол, давай, учись думать, Ванька, а то в дворники попадёшь. Или в колхозе останешься, волам хвосты крутить. Вот эту-то мысль думать и научили, а делать - нет. Сразу кучу справок и освобождений принесёт, лишь бы ничего не делать. Лохи, которые не смогли откосить, пусть делают. Хотя бы из-под палки. Демократической, ибо отлучат, и всё пропало.
А если у кого сразу две мысли - то уже гений. Его сразу в классики записывают... У Солженицына сразу три мысли, одна из них едва вместилась в большое "Красное колесо", но ее никто, ни разу не читал. Не осилил. Ибо, чтобы осилить эту эпопею одной мысли, хотя и третьей, поработать надо. Даже не руками, а мозгами. А зачем нам? Мы и так заведомо умные, без всяких трудов. Мысли-то у нас у всех - одна другой краше и круче. А как до дела - так ищем, кого бы запрячь. Да ещё и чтоб и на халяву. То есть бескорыстие, самоотверженность и прочие доблести вместо достойной оплаты достойного труда. Хватит нам учиться, у кого бы то ни было мыслить. Их столько, этих мыслителей, наших и не очень. Если всех по фамилии упоминать - и то целое БСЭ (Большая Советская Энциклопедия, если кто не помнит) получится. Пора учиться делать. Как следует. Давно пора.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Советы Солженицына услышаны быть не могут - не те уши стоят у власти. Не удивлюсь, если бОльшая часть власть предержащих самих работ Солженицына не читала, а фамилию его они припоминают с трудом и только для приличия. Если и пробовали читать, то на ночь, чтобы быстрее заснуть от непонятых слов и странных идей. Мир развивается по спирали, которая может быть восходящей или нисходящей. Увы, постсоветское пространство движется вниз совершенно определенно, несомненно, и быстро, особенно в вопросах гуманности, этичности и нравственности. Смотреть в будущее - зачем? Распространенная шутка про свет в конце туннеля, оказавшийся огнями мчащегося локомотива, хорошо демонстрирует народные умонастроения и веру в перспективы. Конечно, невозможно уничтожить стремление к выживанию у живого существа, а вот подавить это стремление можно, и в первую очередь - алкоголем. Превратить человека в животное, с пеленок внушая ему странные идеалы наподобие - "кто пиво пьет, тот помогает спортсменам", а "кто водку пьет, тот крутой" это широкомасштабная акция по уничтожению потенциально опасных настроений. Только я верю в то, что палка, если ее гнуть, все-таки сломается и из одной палки превратится в две дубинки или в два полена. Выбирайте, кому какая роль больше нравится.
Ефим Андурский, правозащитник:
Власти не проявляют заинтересованности в сбережении народа. И, как уже говорилось, не хотят каких-либо дискуссий. И тем более - обсуждения перспектив России. Их, судя по всему, устраивает горбачевский курс на перестройку. Успешно продолжающуюся и усугубляющую пропасть между богатеющими богачами и нищающим населением, что с неизбежностью влечет за собой государственный переворот. Ну, или, если угодно, революцию. А называть нынешнее государство народным могут разве что юмористы.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
В данном случае И.Чубайс пишет откровенную глупость. При том, что рождаемость в стране пока не обеспечивает даже простого воспроизводства, он считает необходимым сокращать смертность. Ну, допустим, по щучьему велению мы ее сократили, продолжительность жизни выросла до 80 лет. Было пенсионеров 27%, стало 40%. Работать некому. И численность все равно будет сокращаться, коль воспроизводство не обеспечивается.
Комментарии читателей (1):