18 июня 2013 года в Бухаресте прошло заседание объединенного комитета по европейской интеграции, функционирующего в рамках межпарламентского взаимодействия. Молдавскую делегацию возглавила А. Гуцу, которая возглавляет профильный комитет парламента Молдавии (по иностранным делам). Эту должность она заняла по итогам формирования новой правящей коалиции, проголосовав за ее создание вместе с другими либералами-реформаторами, вышедшими из парламентской фракции Либеральной партии (М. Гимпу). Мероприятие стало продолжением череды многочисленных рабочих мероприятий в рамках двустороннего сотрудничества Молдавии и Румынии. При этом вполне закономерно, что свою европейскую интеграцию представители молдавской стороны планируют обсуждать именно с представителями Румынии, которая по-прежнему выполняет роль «европейского локомотива» для Молдавии. В то же время в Бухаресте не забывают и о переформатировании политико-правового пространства Молдавии в соответствии со стандартами Румынии, поскольку именно интеграция с Румынией в итоге становится не только средством, но и основной целью европейской интеграции для Молдавии.
ИА REX: Станет ли Молдавия частью Румынии? И как в этом случае определится непризнанная ПМР?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Брюссель не пресекает косвенные претензии Румынии на Молдавию только потому, что ему выгодно раскачивать ситуацию в этой части постсоветской зоны румынскими руками. Если Кишинёв на самом деле продвинется в сторону Бухареста, а не Брюсселя, – Брюссель быстро даст по рукам и тому, и другому. Евросоюз не позволит Румынии расширить свою территорию за счёт большого куска Молдавии. В первую очередь такое приращение не понравится Польше, Венгрии и ряду других стран ЕС. Радикально усиленная Румыния может иметь смысл только в том случае, когда ЕС «кинет» Польшу, ища ей какие-то эквиваленты.
Кишинёв вредит сам себе, не пресекая в жёсткой форме все разговоры о румынизации. Эта мутная ситуация по факту усиливает позиции ПМР и Гагаузии, которым не надо выдумывать никаких особых аргументов, чтобы отвалить в сторону от Молдавии при первом удобном случае. Гагаузия, в отличие от ПМР (которая отрезала от себя практически все молдавские шланги), могла бы вообще приступить к тотальному шантажу Кишинёва, с регулярной выкачкой бюджетных денег. На фоне этих вызовов и угроз было бы правильно, если бы сам Кишинёв пошёл на смену дизайна своего госфлага, чтобы румынизацией здесь не пахло и близко. Хотя бы на визуальном уровне.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Теоретически Молдавия вполне может стать частью Румынии, только для этого ей придётся навсегда забыть о Приднестровье и Гагаузии. Идти на такой страшный риск надо ради чего-то – однако Румыния на данный момент не является уютным, надёжным, самостоятельным социальным гнездом, мощно притягивающим соседей. Если бы в Румынии, как когда-то в Советском Союзе, вдруг стали бесплатно раздавать квартиры и обеспечивать румынам весь остальной соцпакет, к ней присоединилась бы не только Молдавия в полном комплектации, но и Украина с Болгарией.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
В знаменитых Законах Мэрфи отмечается, что не была подвинута ни одна граница, проведенные колонизаторами в Африке без учета интересов племен и народов, которые там живут. С тех пор мало что изменилось, разве что провозглашено государство Южного Судана. На Ближнем Востоке гражданские войны грозят разорвать искусственно созданные государства Сирию, Ирак и Ливан.
В Восточной Европе государства после Второй мировой создавались по знаменитой сталинской теории решения национального вопроса, и сопровождались депортациями и этническими чистками, создававшими этнически однородные государства. Вместе с те, законов Мэрфи никто не отменял, и Молдова еще долго будет оставаться отдельной единицей потому, что там есть своя структура, своя элита, которая не спешит уступить свои позиции. Там, несомненно, сделали выводы из опыта ликвидации ГДР, и не будут спешить уступить свои позиции. Тем более, что речь идет в перспективе об участии в Евросоюзе, где государственный суверенитет не имеет такого значения, как раньше. Мне пришлось, как-то беседовать с депутатом Европарламента от Уэльса. Она мне рассказала, что ее народ никогда в современной истории не пользовался такой широкой национально-культурной автономией, как в рамках Евросоюза. И не только Уэльс, по ее словам, но и Каталония, Сардиния и даже Корсика и Бретань в ранее крайне унифицированной и централизованной Франции.
Юрий Юрьев, политконструктор: Молдавия ещё пару веков может становиться Румынией, как Австрия - Германией или Украина - Россией. В сущности - в этом нет острой необходимости, а иные варианты, кроме необходимости, могут быть тупыми и ещё тупее. Приднестровье спокойно может уживаться и без Молдовы и Румынии, а точнее - нищей Молдовы и полунищей Румынии, будучи российским анклавом и базой ПВО-ПРО и прочих видов вооружений.
Комментарии читателей (0):