"Татарстан иначе, чем в виде самостоятельного, суверенного государства, субъекта международного права (это означает полноценное членство в ООН), существовать не может", - утверждает главный редактор газеты "Звезда Поволжья" Рашит Ахметов. Как видим, "освободительная война татарского народа" (так называется книжка "для детей" татарского историка Нуруллы Гарифа) не прекращается. А это означает, что угроза отделения Татарии от России своей актуальности не утратила.
ИА REX: Татарстан: как бороться с сепаратизмом?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Чтобы исключить даже гипотетическую угрозу отделения этнических республик от Российской Федерации, необходимо изучить схему распада Советского Союза и, по крайней мере, не повторять тех же самых ошибок. К сожалению, на данный момент ситуация развивается по той же схеме: мощное усиление клерикального фактора под видом развития национальной культуры, максимальное утрирование любых, даже самых незначительных, отличий конкретного народа от остальных соседей по федерации, подспудный перенос центра тяжести по использованию собственного языка в ущерб русскому. Уже только этого набора достаточно, чтобы в нужный момент «катапульта», на отстрел кресла пилота, сработала снова.
Помимо этого остаются зловещие места в тех или иных местных конституциях, которыми также нужно заниматься в своё время, так как потом будет поздно. Статьи о «государственности» территории в составе России – главный тест национальной республики на возможные варианты реакции Москвы. Если центр проявляет слабость, делая вид, что его эти детали не сильно волнуют, что в целом всё хорошо – тогда будущие сепаратисты понимают, что из такого центра можно вить верёвки. Пресечение любых опасных тенденций на корню, в публичном режиме – вот единственный путь спасения для «федералов», так как недавняя смерть СССР не оставляет Москве права на сомнения, типа того, что, мол, в этот раз всё будет по-другому.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
К тому же надо иметь в виду, что распад постсоветского пространства продолжается, и именно автономные республики чувствуют продолжение процесса острее остальных, пытаясь заранее подготовиться к неизбежному.
Однако мало реализовать указанные выше административно-политические меры. Сепаратизм отдельных территориальных образований снимается с повестки дня и особой заботой Москвы о жителях конкретного субъекта. Если говорить о Татарии (всё-таки лучше привычная «Татария», а не жёсткий «Татарстан», сам по себе наводящий на нехорошие размышления), то её люди должно видеть, понимать, знать, безоговорочно верить – что если бы не было заботы Москвы, их жизнь была бы на порядок хуже. Если местное население видит (в том числе за счёт ежедневной местной пропаганды), что социальный пакет обеспечивает только одна Казань, а Москва при этом лишь тупо «выкачивает из региона деньги», то такой дисбаланс в умах рано закончится плохо.
В информационном плане Москва за Казанью сегодня явно не успевает: достаточно посмотреть на программы национального телевидения Татарстана (на татарском языке), чтобы понять, на кого поставят «народы республики» в случае возникновения критической ситуации.
Таким образом, Российская Федерация не только не учла смертельных ошибок своего предшественника, СССР, но и безоглядно пошла по тому же самому пути, наивно ожидая при этом усиления любви и дружбы.
Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:
История, как известно, повторяется. Процессы происламской сепаратизации уже наблюдались в мусульманских ("булгарских") республиках Поволжья - Татарстане и Башкортостане - в начале 90-х годов. Но если тогда это было связано со слабостью центральной российской власти, то теперь причины могут быть и иными. Здесь и происшедший за минувшие 20 лет рост национального самосознания, и турецкое влияние. Не случайно на геополитических картах эти республики обозначены как зона влияния (и культурного, и этнополитического) Турции. Соответственно происходящее в этой стране "бурление масс" может откликаться активизацией националистических, сепаратистских тенденций в упомянутых регионах Поволжья.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Татарстан вторая по численности населения республика после России. Не удивительно, что она стремится к самостоятельности на фоне постоянно растущего давления на общество со стороны православия и его притязаний на роль "главной конфессии" на постсоветском пространстве. Но технически выйти из состава РФ для Татарстана сложно из-за его анклавного положения, его территория окружена со всех сторон территорией РФ. Если бы Татарстан располагался "на краю", то он, подобно всем остальным "лимитрофным" республикам, воспользовался бы случаем в период распада СССР, чтобы выйти из его состава. Но этого не произошло, и татарское население - а это почти 4 миллиона - стало заложником своей географии. Как можно выйти из этой ситуации - вопрос открытый. Но логично, что население этой республики не считает, что пребывание в составе РФ соответствует его интересам. Зачем Татарстан нужен России, это понятно. А вот зачем Россия нужна Татарстану - тут взгляды населения расходятся. Татарстан - это ещё одна бомба, заложенная под Российскую постсоветскую империю, которая рано или поздно взорвётся, и это будет гораздо страшнее, чем все предыдущие внутренние конфликты
Комментарии читателей (0):