Должны ли СМИ нести ответственность за рекламу

Потребитель не всегда может отличить рекламные материалы от газетных статей и расплачивается кошельком
28 мая 2013  16:17 Отправить по email
Печать

Одним из самых распространённых способов «сравнительно честного отъёма денег» у населения в последнее время остаётся продажа гражданам «универсальных» от любых проблем — болезней, безбрачия и безденежья. Уникальные средства предлагаются в широком диапазоне — от биоактивных добавок и «ароматов для похудения» — до крестиков и «уникальных методик».

Одним из последних примеров, можно считать информацию МВД РФ о задержании в Новосибирске группы, реализующей биологически активные добавки и оказывала экстрасенсорные услуги.

«Клиенту, обратившемуся по указанному в рекламе телефону, придумывался серьёзный диагноз, при отказе от лечения чреватый смертью. И начиналась его психологическая обработка, направленная на выманивание как можно большей суммы „на лечение“. Если клиент сомневался, что лечение биологически активными добавками будет эффективным, ему сообщалось, что ситуация с его здоровьем имеет научный интерес, и если он продолжит курс лечения биологически активными добавками, то клиенту будет возмещена стоимость лечения», — рассказали следователи о схеме действий мошенников.

Как отметили в МВД, в период с 2009 по 2011 годы клиентами — приобретателями биологически активных добавок значатся свыше 1000 человек, при этом сумма денежных средств за приобретение биологическ активных добавок в среднем варьируется от 20000 до нескольких миллионов рублей.

Самым действенным методом привлечения потребителей среди продавцов подобных товаров и услуг считается реклама в СМИ, в первую очередь, в печатной прессе.

Объясняется такой подход очень просто — аудитория газет рассчитана, преимущественно на людей среднего и старшего возраста, которые помимо всего прочего, привыкли доверять газетам, и за почти четверть века демократии не привыкли к мошенничеству.

ИА REX: Должны ли СМИ нести ответственность за содержание рекламной информации вместе с рекламодателем? Как оградить людей от мошенников?

Александр Бригинец, журналист, народный депутат Украины:

Главный вопрос: может ли быть реклама лживой? К сожалению, часто так бывает.... как только будет решена эта часть проблемы, стразу же исчезнет и то, о чём Вы спрашиваєте... СМИ не создают информацию.... Её создают журналисты (творческие группы на ТВ или радио).... Когда в стране нет цензуры, именно автор отвечает за содержание материала.... Что касается рекламы, то и у рекламного материала есть автор.... И он несёт ответственность... Можно пойти другим путём: снять ответственность с автора, и даже со СМИ, а переложить её на государство, которое в каждом СМИ посадит своего уполномоченного.... Это называется цензура.... И это мы уже проходили....

У свободы слова есть свои проблемы — некоторые материалы не соответствуют действительности.... Но ведь и тогда, когда «свободу» контролирует государство многое не соответствует действительности. Потому, в конечном итоге, мы сами должны принимать решение о том, принимать, а что отторгать....

В тоже время, если в рекламе очевидно то, что нарушает закон — порно, вражда, унижение — тогда СМИ очевидно обязано получить юридический вывод о наличии или отсутствии оного в материале...

Ольга Черныш, журналист, культуролог:

На первый взгляд, вывод очевиден: СМИ не должны нести ответственность за содержание рекламных материалов. Реклама — чужеродное вкрапление в теле изданий, о чём читателя обычно предупреждают в исходных данных. Безусловно, журналисты не обязаны проверять действенность лекарственных препаратов или качество одежды от нового бренда. Верить или не верить информации, приведённой под значком R — всецело ответственность читателя. Правила рынка однозначны: мы просто предоставляем площадку, вы знакомитесь с информацией, но сами отвечаете за собственное решение.

С другой стороны, имеет ли право руководство издания разместить на его страницах призыв к вооружённому восстанию, материалы, порочащие честь и достоинство граждан или рекламу наркотических препаратов? Безусловно, нет. Это очевидное нарушение закона об информации, более того — очевидное не только для читателей и правоохранительных органов, но и для самих СМИ. Безусловно, грань между первым и вторым достаточно тонкая и чётко очертить её — задача законодательных структур.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть