Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить статью "К "салафитской" атаке муфтия Петербурга на День Победы". Ринат Валиев, глава питерской общины Совета муфтиев России и петербургской общины "Мекка", ранее протестовавший против ношения мусульманами георгиевской ленточки, объявил возложение цветов к могиле Неизвестного солдата идолопоклонством, назвал духовных лидеров, участвующих в возложении, «многобожниками» и «кяфирами». «Я обращаюсь к муфтиям и местечковым имамам, которые участвуют в возложении венков и цветов, у памятников "неизвестному солдату". Если судить с исламской точки зрения, они идут поклоняться идолам под соусом "дани памяти ветеранам"...
"Думается, демарш г-на Валиева говорит о многом. По крайней мере, о том, что властям, если у них с мозгами все нормально, пора выходить из спячки и помочь мусульманскому духовенству. Потому что аргументы "чистых" весьма действенны, и если улемы (живые же люди) поймут, что оставлены один на один с единоверцами, разделяющими взгляды петербургского имама, они просто начнут уходить, оставив Умму на попечение людей, твердо знающих, чего хотят. А чем это чревато для России, пояснять, думаю, нужды нет. А что точка зрения г-на Валиева и его единомышленников вполне совпадает с высказанными под 9 мая "мнениями" многочисленных идеологов российской "оппозиции" (перечислять имена лень и противно), открыто именующих светлый праздник "победобесием" и требующих его отмены, так в этом, на мой взгляд, ничего странного. Готов допустить, что конечную цель своей кампф "чистые" и "рукопожатные" видят по-разному, но на данном этапе они, бесспорно, союзники", - отмечает эксперт.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Ситуация развивается по классическим законам истории, когда религия, вовремя не отделённая от государства, начинает напоминать государству, что ему и как делать. Хотелось бы знать, пусть объяснят наши профильные эксперты: Ринат Валиев – это представитель «правильного» или «неправильного» ислама? А если «неправильного», то почему он фотографируется рядом с Равилем Гайнутдином и позиционируется от имени Совета муфтиев?
Кто-то из данной конфессии, возможно, скажет, что этот общественный деятель, или «этот персонаж», не имеет к официальной структуре никакого отношения или что «он только вчера из неё уволился». Однако, посторонний читатель, обычный россиян не будет разбираться в особенностях конфессиональной субординации, он просто прочитает цитаты Р. Валиева и сделает свои выводы о ситуации в стране и об «исламистах».
Постепенно начинается то, что и предполагалось: никакого экуменизма не будет и быть не может. Каждая религия в России, пусть даже насквозь традиционная, имеет свои задачи, которые далеко не всегда совпадают с задачами других традиционных религий и даже с задачами самого государства, включая его принципы и праздники. Конфессии вполне могут мирно сосуществовать друг с другом в одной и той же стране, но только при одном условии: если их, все вместе, власть не втягивает в политическую плоскость.
А в политической плоскости у них у всех свои жёсткие принципы – намного жёстче, чем в сфере духовной, и здесь они никогда не договорятся друг с другом. Если бы религии в России не были напрямую втянуты в политику, то личное мнение гражданина Валиева было никому не интересно – а сейчас оно начинает играть свою особенную роль.
Р. Валиев всего лишь раньше времени озвучивает то, что будут открыто вменять друг другу не только разнополюсные по природе конфессии, но и активисты, находящиеся внутри одной и той же конфессии, друг другу. Разделяясь уже не только на «правильных» и «неправильных», но дробясь ещё мельче, сложнее: на «более правильных» и на «менее правильных». Так что Россия хлебнёт тут и без радикалов-экстремистов.
Если посмотреть на ситуацию непредвзято, не стоит раньше времени кидать в топку кривые дрова. У мусульман, у православных, у буддистов и всех остальных – своя ритуальная форма одежды, которая не предполагает никаких дополнительных лент и аксессуаров. Возможно, только буддист может спокойно надеть на себя дополнительную ленту или повесить её на дерево во дворе, так как у них, на взгляд дилетанта, и так уже много лент самых разных цветов.
Государству, которое с головой окунулось в религию, придётся теперь учитывать все эти тонкости и нюансы. Деваться ему теперь некуда.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
У разных людей разные обычаи, да и после отмены халифата в 1920 м году в исламе нет общего духовного руководства, и каждый решает, что ему правильно. Я помню, в Нью-Йорке после теракта 11 сентября некоторые русские православные юрисдикции тоже отказались поминать погибших и участвовать в общей церемонии поминовения жертв теракта. Обоснованием было, что нельзя участвовать в церемониях с представителями других конфессий, и что канон запрещает молиться за неправославных. Это их внутренне дело. Однако выбор георгиевских ленточек в честь Дня Победы выглядит неудачным. Это религиозный символ, который не подходит для представителей нехристианских религий, атеистов и агностиков, а то и может оскорбить их чувства. Наш дед Илья пришел с фронта с Орденом Славы, а не с "Георгием", и вряд ли стал бы носить "Георгия" хотя бы потому, что черносотенцы со значком св. Георгия убили во время еврейского погрома в Балте его старшую сестру.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Не удивлюсь, если кто-то скажет, что : "Во второй мировой войне победил Аллах". В сущности, так оно и случилось, поскольку европейцев убавилось, а южно-средиземноморцев - прибавилось. Так что русским этот подвиг народа, что позволил выжить и развиваться - первичен, а для служителей арабской религии, что недавно приватизировала Мекку, запретив сирийцам хадж - всё хорошо, что "иншалла", а иное - вторично.
Кирилл Мямлин, публицист:
Ни одна религия не застрахована от того, чтобы в ней не оказались недалекие люди или провокаторы. Но проблемы будут только мультиплицироваться, если духовных служителей будут готовить не в своей стране, а на территории потенциального противника (и конкурента в "геополитике углеводородов"), который уже не раз проявлял свою агрессивность - в том числе через моральную и материальную поддержку терроризма
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Если рассматривать вопрос с теоретической и с абстрактной точки зрения, то в возложении цветов к памятникам и к Вечному огню действительно можно усмотреть некоторые элементы язычества, а к элементам язычества правоверные, как мы знаем, даже более нетерпимы, чем православные. Однако мы живём не в теоретическом и абстрактном мире и не на необитаемом острове, и потому должны понимать, что товарищи, называющие Вечный огонь «языческим капищем», заботятся отнюдь не о канонах и чистоте веры – напротив, эти товарищи ненавидят нашу церковь и нашу веру точно так же, как и нашу победу. Что до мусульман, то их вышеупомянутые товарищи, которые нам совсем не товарищи, просто-напросто используют. А посему идти на поводу у этих товарищей ни в коем случае нельзя – наоборот, надо их послушать и сделать наоборот.
Если же кого-то смущают намёки на язычество, то выход из положения найти можно. Братские могилы есть у нас в каждом населённом пункте – в селах, посёлках, городках и городах. А вот работающие церковные приходы есть, увы, ещё не везде. Но там, где они есть и работают, там обычно на 9 мая батюшка во главе прихожан идёт на кладбище и у братских могил правит панихиду по убиённым воинам - по тем, кто положил душу свою за други свои. Таким образом, получается, что участники празднования Победы присутствуют на панихиде, что никаким канонам не противоречит. Поэтому я думаю, что и мусульмане тоже решат, как им правильно помянуть своих погибших воинов. Пока же я им просто советую прислушиваться к себе, к своим чувствам и мыслям. Если вы не думаете ни о каком язычестве, а просто хотите почтить память погибшего деда или прадеда, то не смущайтесь и ничего не бойтесь, ибо сказано, что Аллах, видящий тайное, воздаст вам явно. Ну, а муллы люди, и могут ошибаться - у нас Церкви тоже есть и те, кто ошибается, и те, кого можно назвать «предателями в рясах». Итак, если некоторые муллы ошиблись и позволили западным сатанистам себя использовать, то ошибку надо исправлять. А если некоторые муллы - враги и предатели, то… ну, с врагами надо бороться.
Комментарии читателей (0):