Один из самых заметных религиозных деятелей России диакон Андрей Кураев считает, что исламское сообщество страны должно признать терроризм как свою «проблему» и «болячку». В интервью «Ленте.ру» Кураев пояснил, что выступает против «идиотской» фразы «у терроризма нет вероисповедания и национальности». Диакон недоволен тем, что исламские сайты не уделяют должного внимания критике братьев Царнаевых и теракта в Бостоне. Муфтиев, которые не способны обеспечивать безопасность граждан, Кураев предлагает поменять как «бесполезных менеджеров». Так мусульмане не отрицают связи, но говорят, что терроризмом занимаются салафиты, а не приверженцы, например, татарской версии ислама.
"Я про татарскую версию ничего не говорил. Пусть они сами выяснят, кто истинный мусульманин, а кто нет. Я же лишь протестую против идиотской фразы «у терроризма нет вероисповедания и национальности». Есть у террористов и то, и другое. Официальные исламские спикеры в причастных оборотах осуждают терроризм при беседах со светскими журналистами, но не на своих сайтах и не по своей воле. На их сайтах в топе висят фетвы о том, что делать, если собачка лизнула руку, хотя, мне кажется, в этих условиях на каждом сайте должны красными буквами висеть фетвы против террора... Когда муфтии начинают говорить, что это не наши ребята и не наши проблемы, значит, в решении самого серьезного вопроса, связанного с нашей безопасностью, они бесполезны. Тогда мое государство, финансирующее их из моих, в том числе налогов, просто обязано снять этих менеджеров и поставить других", - говорит Кураев.
ИА REX: Прав ли Андрей Кураев: Есть ли у терроризма вероисповедание и национальность?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Андрей Кураев абсолютно прав: у терроризма всегда есть вероисповедание, национальность, а также пол, имя, возраст, вкус, цвет и запах – иначе как же нам тогда искать террористов, если у них нет никаких примет?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Прав диакон и в том, что религиозные организации Российской Федерации (не только мусульманские – а все, без исключения) должны работать на объединение страны. Однако проблема состоит в том, что сами религии, по определению, разделяют на пустом месте единое когда-то общество никому не нужными переборками, как в подводной лодке.
При этом Кремлю нет никакого смысла поддерживать традиционные конфессии, нарушая конституционную дистанцию между церковью и государством, если они не вносят свой конкретный, практический, зримый вклад в стабилизацию внутренней обстановки. Просто хорошие общие слова, постоянно звучащие на совместных религиозно-светских форумах – уже никому не нужны.
Каждая конфессия обязана сама сурово карать всех верующих преступников. Через предание анафеме, через другие корпоративные формы – как угодно. Но на практике этого нет. Если этого не будет и дальше, то россияне вправе поставить вопрос так: а для чего вообще мы возрождали всю эту т.н. духовную сферу, когда она не дала нам ничего позитивного, кроме излишнего напряжения?
После каждого внутрироссийского теракта особо приближённые политологи нам разъясняют, что, оказывается, есть «традиционный» и «нетрадиционный» ислам и что здесь идёт постоянная борьба противоположностей. Однако число терактов растёт (видимо, как классовая борьба при приближении к коммунизму), как расширяется и число регионов подверженных террористическим атакам. Буквально из ничего появились вдруг некие «мусульманские республики Поволжья», а это значит, что скоро появятся и сугубо православные, а дальше они начнут естественным образом противостоять друг другу. Зачем нам, на этом фоне, разбираться в оттенках того или иного религиозного течения, когда эти разборки гарантированно несут за собой смерть? Может, было бы лучше вообще заткнуть эту «волшебную лампу Аладдина», как было раньше, и вернуть в страну мир и согласие?
Факты, действительно, говорят о том, что перебор насилия имеется пока что именно в зонах «мусульманской ответственности». Однако не стоит забывать, что вся российская демократия началась с удара топором по православному священнику Меню.
Не помогли нам конфессии и в удержании российского влияния на постсоветском пространстве. «Правильный» ислам, видимо, не популярен нигде, кроме России: ни в Узбекистане, ни в Туркменистане, ни в Центральной Азии вообще. А для православных братских стран, как показывает практика, крестные ходы – это, мягко говоря, немного не та форма интеграции. Ходим много, а результата нет, унии (как и уммы) крепнут день ото дня.
Поэтому пора поставить вопрос шире: а спокойнее ли стало жить в нашей стране, а также внутри и вокруг неё, после возрождения всех религий? Способны ли взять на себя ответственность лидеры всех традиционных конфессий (т.к. сектанты, как ни странно, как раз ведут себя очень тихо и мирно) за бесконечное насилие в их подмандатных сферах? И не участвуют ли они сами, вольно или невольно, в разжигании ненужных страстей?
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
А как обстоят дела реально? Мораль? Конкуренция за души. Допустимо ли такое упрощение? Но вот ваххабиты главную свою цель и препятствие видят не в кураевых, а в традиционных муфтиях и шейхах. Кураев мог бы сам поинтересоваться фактами: Из самых резонансных преступлений можно упомянуть убийство в январе 2010 г.председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии А.Пшихачева, в июле 2011 г. совершено покушение на муфтия республики Татарстан Илдуса Файизова, а заместитель муфтия Валиулла Якупов погиб в результате покушения. В феврале 2013 г. Погиб заммуфтия Северной Осетии И.Дударов. Все эти и другие религиозные деятели были непримиримыми противниками ваххабизма, вели полемику с носителями этих взглядов. Неоднократные покушения совершались на муфтиев Ингушетии Магомед Албогачиев, Иса Хамхоев, Дагестана, Карачаево-Черкесии (Исмаил Бериев, Исмаил Бостанов, который был впоследствии убит). В Чечне были убиты заместитель муфтия Рамзан Гичикаев, советник муфтия Шерип Дадаев, В Дагестане погибли заместители муфтия Ахмед Тагаев, Курмуххамад Рамазанов, ректор крупнейшего исламского университета Максуд Садикол, руководитель отдела исламского просвещения ДУМ Дагестана Магомедвагиф Султанмагомедов один из духовных лидеров мусульман Дагестана суфийский шейх Саид афанди Чикейский. Угрозы физической расправы получали практически все значимые лидеры традиционного российского ислама.
Потери традиционных духовных лидеров по регионам выглядят следующим образом:
Дагестан - 31 убитый, 7 раненых
Чечня - 12 убитых, 5 раненых
Ингушетия - 5 убитых, 10 раненых
Карачаево-Черкесская Республика - 4 убитых, 1 раненый
Ставрополье - 2 убитых
Кабардино-Балкарская Республика - 1 убитый
Татарстан - 1 убитый, 1 раненый
Всего 57 убитых, 24 раненых.
А вот так выглядит динамика атак за последние 10 лет:
2002 год – 2 нападения, 2 убитых
2003 год – 1 нападение, 1 убитый
2004 год – 2 нападения, 2 убитых, 2 раненых
2005 год – 2 нападения, 2 убитых, 1 раненый
2006 год – 6 нападений, 4 убитых, 2 раненых
2007 год – 4 нападения, 4 убитых, 3 раненых
2008 год – 7 нападений, 1 убитый, 9 раненых
2009 год – 11 нападений, 6 убитых, 6 раненых
2010 год – 6 нападений, 5 убитых, 1 раненый
2011 год – 7 нападений, 8 убитых
8 месяцев 2012 года – 5 нападений, 13 убитых, 1 раненый.
В общем, иногда менеджеру Кураеву тоже надо промолчать. Во всяком случае, в адрес традиционного муфтията. А то ведь фактически льёт воду на мельницы ваххабитов. И это ещё раз доказывает, что суждения представителей РПЦ о традиционном исламе не всегда взвешены и компетентны. Они пристрастны и необъективны. Единственный выход - строгое соблюдение конституционных норм светского государства.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Мне очень понравился комментарий из дискуссии с автором : " Традиционный ислам от ваххабизма отличается тем, что традиционалисты копят силы для организации всемирного халифата, а ваххабиты самоотверженно сражаются за него уже сегодня". Кстати, в позиции РПЦ совершенно отсутствует упоминание технологии "Дар-Уль-Ислам" и его реализация, допустим, в Ичкерии.
Комментарии читателей (0):