Письмо Бориса Березовского Владимиру Путину – что это было?: мнения

6 апреля 2013  20:09 Отправить по email
Печать

В блогосфере и социальных сетях бурно обсуждается письмо, которое Борис Березовский якобы отправил Владимиру Путину за некоторое время до смерти. Его разместил в своем "Живом журнале" Виктор Телегин — "культовый контркультурный писатель, порноактер, диссидент, участник Маршей несогласных", как он сам себя представляет на своей странице в Twitter. Откуда "культовый контркультурный писатель" взял это письмо, неизвестно. "Не спрашивайте меня, как оно попало ко мне в руки. Не спрашивайте, во сколько мне это обошлось. Трудно. Дорого", — написал он, предваряя письмо.

ИА REX: Действительно ли это письмо Бориса Березовского или подделка?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

«Письмо» вызвало некоторое информационное внимание только потому, что это практически первый набор слов (документом это назвать сложно) из ожидавшихся, посмертных. Их появление (а также предсмертных записок, завещаний и т.п.) прогнозировалось сразу же после объявления о смерти Березовского, в том числе в комментариях на ИА REX.

Можно было бы составить более умный, изощрённый текст – с политическим забросом на будущее. Но перед нами – детское сочинение, которое мог написать кто-то из блогеров, но не мог написать сам Березовский. Не говоря уже об «интригующем» введении и самой лексике текста: «седины», «вечный жид», «старик», «68 лет». Но главное то, что здесь нет, ни одной содержательной мысли.

Теперь если между такой, собранной пионерами, макулатурой, и просочится нечто, написанное или продиктованное самим покойным, то даже оно не будет воспринято как подлинник.

На этой мутной волне действительно могли бы всерьёз поработать пропагандисты из Кремля. Но если, как кажется многим наблюдателям, это и есть результат их старания, то этот уровень непрофессионализма приводит в ужас. Если же, плюс ко всему, обществу будет предъявлен ещё и «подлинник» этого литературного труда, тогда остаётся задать только один вопрос: и это вот такого «мыслителя» боялась Россия все долгих 12 лет?

Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:

Даже если бы это оказался не фейк, ничего принципиально не меняется: это не жест отчаяния, не покаяние, а продуманный пиар-ход, предназначенный для того, чтобы бросить тень на оппонента. Даже если мы так и не узнаем, был ли уход БАБ самоубийственным пиаром или политической эвтаназией, к которой кто-то приложил руку в разных смыслах. Все закономерно в той парадоксальной логике, в которой он жил. Как и весь трагический финал многолетней драмы человека, ставшего заложником собранного им за годы пребывания во власти (или рядом с ней) компромата на людей, возвышению которых он способствовал. Это был самый ценный актив Березовского, который он и пытался конвертировать, и потому-то не прекращал усилий, чтобы быть замеченным в России. Увы - система круговой поруки чиновной элиты обесценила его "нематериальный актив".

Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад":

В Сети есть якобы комментарий пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова по этому поводу, который, кстати, вызывает не меньше сомнений, чем это письмо. Песков ничего толком не прояснил, поэтому не может быть какого-то однозначного ответа на вопрос: фейк письмо Березовского Путину или нет. Тем более, Дмитрий Телегин, разместивший это письмо, в своем "Живом журнале" пишет: "Терпение. Полагаю, через два-три дня все прояснится. Либо Песков выложит письмо, либо я обнародую свой источник". Поэтому есть смысл подождать.

Похоже ли это на письмо действительно тоскующего по Родине человека? Трудно сказать. Во всяком случае, Березовский - всего третий еврей на моей памяти, который назвал Агасфера "Вечным Жидом". Первым был Илья Ильф, вторым - уважаемый в нашем Кыргызстане педагог и филолог Александр Самуилович Кацев. Остальные знакомые евреи, при поминании Агасфера "Вечным Жидом" всегда на меня неодобрительно косились. Оно и понятно - это слово оскорбительно по определению, и в приличном обществе произноситься не должно.

Странным также выглядит и то, что Березовскому в этом письме - 68 лет, а не годом меньше. Впрочем, на эту несуразицу обратили внимание и комментаторы ЖЖ Телегина. Письмо было послано Путину в январе - слова Пескова, и это, как говорят нам разные энциклопедии, месяц рождения Березовского. Самого автора не стало в марте. В общем, следует дождаться, когда сподобятся либо Песков, либо Телегин. А то возня вокруг смерти Березовского уж слишком явно стало напоминать "дымовую завесу". От чего нас хотят отвлечь на сей раз?

Юрий Юрьев, политконструктор:

Пока что по многим каналам, включая властные, утверждается, что это письмо - подлинник. Зря они так уверены. Возможно, у покойного расставлена как минное поле целая серия посмертных писем подрывного характера, и признавая это письмо подлинником, получат логичность и последующих писем. Понятно, что Березовский мог устать, особенно без денег. Но он обязан был иметь хоть какой-то компромат, и кто-то мог им овладеть и даже сфабриковать новый, причём ключом к механизму признания компромата достоверным - может случиться как раз это письмо и утверждения о его подлинности. Есть подозрение, что в Лондоне у России друзей мало, и всё, что из Лондона исходит, стоит подвергать сомнению.

Это письмо - прямая параллель с "Викиликс", когда несколько подлинных документов Ассанжа позволили ему теоретически фабриковать то, что он захочет сам. Так что не удивлюсь, если понятие "доверие к Березовскому" не просто выстрелит в доверителей, но может и взорваться и помногу покосить доверчиво приблизившихся.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Мы точно можем сказать, что Д. Песков (а пресс-секретари Президентов, в отличие от культовых писателей и диссидентов, не врут) подтвердил, что опубликованное В. Телегиным письмо близко к оригиналу, но в подлинности его он всё же не уверен. Вот этим пока нам и придётся ограничиться: письмо близко, но уверенности нет. Точно сказать, фэйк это или нет, можно будет только в том случае, если будет опубликовано подлинное письмо Березовского. Однако оно, судя по словам того же Д. Пескова, опубликовано не будет: «Не думаю. Это все-таки личное письмо. Как правило, такие письма не публикуются…». Тем не менее, слова Д. Пескова о том, что «письмо близко к оригиналу», подтверждают версию о том, что Б. Березовского, по всей видимости, убрали британские спецслужбы. Логично предположить, что БАБ, почуявший, что туманы Лондона стали вредны для его здоровья, решил вернуться в Россию. Однако вернуться к отправиться в те же места, где сейчас находится Ходорковский, ему не хотелось, и поэтому он начал вести переговоры и выторговывать какие-то условия – скорее всего, он обещал, в обмен на свою безопасность, поделиться кое-какой информацией. А информация у него была (он слишком много знал…) и потому выпустить его британские спецслужбы никак не могли. И Березовский был убран: закон «с Лондон-Дону выдачи нет» оказался палкой о двух концах – Лондон так просто никого не отпускает.

Александр Хохулин, журналист:

Если это фальшивка, то нечего обсуждать. Если текст подлинный, то в детстве меня учили, что читать чужие письма - нехорошо. И опять обсуждать не хочется. Могу только заметить, что патетику публикатора - "поистине, исторический документ" - не разделяю. Придет время - история и рассудит, предложен ли выдающийся документ современности илиобычное покаянное письмо разорившегося крупномасштабного авантюриста. Нам, грешным, пока рано делать выводы, извините, тело еще не остыло.

Валерий Савельев, политолог, психотиполог:

Этот текст, независимо от того является ли он подлинным или нет, даёт повод к размышлению об отношения Путина и Березовского в смысле отношений дуалов. Путин с точки зрения соционики/психотипологии - Штирлиц. Березовский - Достоевский. Штирлица интересует, что из того или иного предмета (человека) можно извлечь, как его использовать, к какому делу приспособить. Зачем ему это (предмет, человек), и как этим попользоваться. Решает он такие вопросы для себя очень конкретно.

Можно сказать, что Штирлиц - конструктор-визуализатор. Ему надо увидеть, представить, вложить человека в существующий у него образ модели того, к чему хозяин решил заинтересовавший его предмет приспособить. Этот будет хорошо смотреться там, а этот - здесь. После того, как место определено, предмет (человек) помещается туда, куда положено. И должен работать. Желательно - в строго предписанной форме и с расчетной отдачей. Не создавая проблем, не задавая вопросов и не претендуя на общий взгляд. За это предмет (человек) подлежит необходимому техобслуживанию. В результате некоторого количества манипуляция с предметами (людьми) получается некий функционирующий агрегат. Например - государственная власть и государство в целом. Следует заметить, что саму принципиальную модель агрегата Штирлиц обычно придумывает раз и навсегда. В дальнейшем в нее могут вноситься изменения, но незначительные. Главное, чтобы все работало. Само работало. Потому что конструкция изобретена правильная, элементы агрегата подобраны тщательно и надолго. Все сбои в работе связаны с плохим качеством элементов, то есть деталей. Ну, или с сопротивлением среды, воздействие которой замечательный аппарат должен преодолевать.

Достоевский смотрит не на то, хорошо ли деталь легла в гнездо. И даже не на то, достаточно ли хорошо смазаны трущиеся части. Достоевский смотрит на настроение элементов агрегата. В нашем случае - на переживания должностных лиц. И интересует его не внешняя красота картинки, а внутреннее напряжение в агрегате. Штирлиц знает, что правильно изготовленный аппарат должен работать. Достоевский знает, что работать он может по-разному, не только так, как определил ему хозяин. Достоевский полон тревоги. Он видит варианты поведения деталей, которые ускользают от внимания Штирлица. Там, где Штирлицу красиво и удобно, Достоевскому часто напряженно и тяжело. Достоевский верит в свободу элементов от агрегата. Ну, или как минимум в то, что элементы могут играть в свою игру. Зная, что элементы системы имеют свои интересы и достаточно большую степень свободы, не всегда заметную для Штирлица (ведь он четко распределил роли, и, как ему кажется, закрепил элементы спецсредствами и поставил контрольные контуры), Достоевский периодически испытывает сильный соблазн влиять на детали в своих интересах. Они всегда заигрываются, эти Достоевские. Всегда. О чем потом имеют возможность подумать в изгнании. Или на пенсии.

В общем, дуалы всегда ориентированы на совершенно разные стороны действительности. Если у них одна цель, полное доверие и налаженное взаимодействие - это крепкая и весьма работоспособная связка. Не настолько цельная и взаимодополняющая, какой хотелось видеть ее основательнице соционики Аугустинавичюте. Но достаточно удобная и полезная для обеих сторон. Однако если интересы расходятся, хоть чуть-чуть, члены дуальной пары довольно быстро превращаются в абсолютных врагов. Примирение не возможно, для него нет никаких оснований. Штирлиц методично выстраивает свою модель, не обращая внимания на ее внутренние напряжения. Пренебрегая недовольством многих и многих людей. Предполагая, что одни будут вынуждены подчиниться ритму и работе машины, а других можно будет просто оставить за пределами этой машины. Тогда они точно не смогут мешать.

Штирлицу нужны детали его конструктора, а не предметы и люди вообще. Достоевского ужасает такой механистический подход. Он сомневается, что люди могут быть лишены той самой свободы воли, которая позволяет им пренебрегать заданными условиями. Достоевский думает, что машина развалиться, что этот агрегат не только не может работать, он не может даже существовать сколько-нибудь длительное время. И оказывается там, где оказался Березовский. Сначала - вне машины. Затем - вне зоны доступа к машине. Которая работает, между прочим. Перемалывая все, что встречается на пути.

Кстати, рядом с Путиным было два Достоевских. Был Березовский, а был - Глеб Павловский. О том, как видит мир Достоевский, связанный с властью, можете узнать из его выступлении в СМИ. Павловский пытался работать с аппаратными напряжениями в интересах Путина. Березовский хотел, кажется, чтобы Путин строил машину по его собственному проекту. Чувствуете разницу?

Сейчас, кстати, Достоевских в окружении Путина нет. Кто отслеживает настроения среди элементов путинской машинки, контролирует напряжения в системе и отрабатывает чувства винтиков в правильном ключе - вопрос. Есть, конечно, Астахов. Но уж больно узкая у него роль, больно скромный горизонт, и очень уж перченые блюда он подает к столу.

В то время контроль над эмоциональным состоянием машине Путина абсолютно необходим. Все-таки люди - не винтики, не механизмы. И они действительно обладают свободой воли. Только проявлять ее не спешат. Нужно, чтобы совсем уж припекло.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Мне это письмо доверия не внушает. Математик и системный программист по образованию, Борис Березовский всегда очень бережно относился к цифрам и не мог приписать себе лишний год жизни (в письме написано - мне 68 лет). Напоминаю, что 23 марта, сразу после того, как стало известно о смерти Березовского в Лондоне, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Березовский 2 месяца назад (то есть 23 января или близко к этому дню, когда Березовскому исполнилось 67 лет) написал письмо Путину, в котором извинился за свои ошибки. "Некоторое время назад, может быть, пару месяцев, Березовский направил Владимиру Путину письмо, написанное им лично, в котором он признал, что совершил очень много ошибок, попросил у президента прощения за эти ошибки и обратился к Путину с просьбой помочь ему вернуться на родину",сказал Песков.

24 марта Маргарита Симоньян, главный редактора телеканала Russia Today, привела цитату из письма в эфире НТВ. "Я наделал много ошибок, понимаю, как сложно меня простить, но я запутался и умоляю о прощении", — якобы говорилось в письме. По словам Симоньян, письмо ей процитировал человек из окружения российского президента.

Опираясь на изложенное Песковым основное содержание письма и цитату, приведённую Симоньян, несложно было блогеру-писателю Телегину написать что-то похожее на письмо Березовского Путину. Но дьявол, как всегда, в деталях и писатель Телегин ошибся в возрасте автора письма. Надо отметить, что он и ранее был замечен в фальсификациях. Так год назад Виктор Телегин был уличён блогерами в создании поддельного Twitter-аккаунта режиссера Станислава Говорухина. Позднее все записи из профиля лже-Говорухина оказались удалены, однако их копии сохранились в сервисе Topsy.

О том, что микроблог @SGovoruhin является ненастоящим, сообщил тогда сам режиссер и на тот момент руководитель предвыборного штаба кандидата в президенты России Владимира Путина. Ссылка на это заявление появилась и в самом Twitter-аккаунте с припиской "Спасибо всем, кто был с нами". В следующей записи от имени Виктора Телегина сообщалось, что создание страницы лже-Говорухина было заказано Алексеем Навальным и обошлось популярному блогеру в 10 тысяч долларов. Пресс-секретарь Навального комментировать данное заявление отказалась.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть