Нужен ли в школах предмет «Смысл жизни»: мнения

Эксперты считают, что предмет «Смысл жизни» в школах в том виде, в каком его может предложить РПЦ, не нужен
29 марта 2013  11:05 Отправить по email
Печать

Заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи РПЦ предложил ввести в школах предмет «Смысл жизни». Выдержки из лекции протоиерея Димитрия Смирнова, прочитанной 25 марта 2013 года в Северном государственном медицинском университете, приводятся на сайте Архангельской и Холмогорской епархии.

«Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература — но главной проблемы они не решают», — заявил отец Димитрий, подчёркивая, что русским людям необходимо изменить сознание.

«Нужно поменять смысл жизни и её направление», — констатировал священник. По мнению протоиерея, именно погоня за ложными целями привела к тому, что в России «люди в основном угрюмые и несчастные». В качестве основных направлений развития отец Димитрий назвал осознание ответственности перед Богом и людьми, а также исполнение Божьей воли, — сообщает lenta.ru.

ИА REX: Как вы относитесь к введению в школах предмета «Смысл жизни»?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Сфера компетенции религии — смерть, и всё что после неё. Соответственно, смысл и цель жизни — это путь к смерти. Идти с таким материалом к школьникам, видимо, в самый раз, так как количество смертей и самоубийств в России растёт, общее число россиян всё меньше. В их жизни появляется совсем иной смысл — страдания и скорби, который надо вкладывать в головы с детства. Здесь не поможет ни алгебра, ни биология с географией.

Что касается известного набора десяти религиозных заповедей («Не убий», «Не укради» и т.д.), то в Уголовном кодексе их намного больше — более 300, включая такие актуальные как «Не взорви», «Не кури». Так что он на порядок более человечен. Странно, что полиция — не менее важный духовный орган, по такой логике — так же не предложила его для изучения в школах.

Что касается смысла жизни, он состоит в неразрывном единстве двух составляющих: принесение пользы своей стране (способствуя её усилению, развитию и расширению) и пользы своей семье. Пока что практически все представители власти приносят пользу только по второму пункту. И теперь понятно почему: они не проходили школьного курса о «Смысле жизни», иначе бы убоялись уводить миллиарды из государственного бюджета. Теперь после изучения предмета — все будут смиренными и законопослушными. Странно, что о такой простой и эффективной мере не могли догадаться раньше.

А родителям учеников пора бы перестать сопротивляться неизбежному. Надо бы им самим, добровольно оснастить все классы религиозной атрибутикой и притушить там свет, чтобы к ним и их детям больше никто не приставал.

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Удручает, что даже священнослужителям присуща эта дурная заразная болезнь: стремиться решать сложные проблемы простыми, чтобы не сказать простейшими и примитивными способами. Когда я недавно высмеивал желание одного депутата ввести в школу новый курс по истории народов, как якобы прививку против ксенофобии, я, естественно, высмеивал не желание расширить кругозор и эрудицию школьников, а средства достижения этой цели, заведомо неадекватные. А тут угадывается всё тот же примитивный алгоритм: есть проблема? Отреагируем на неё писанием очередного текста. Обязательного для школьников. как будто у взрослых всё тип-топ со смыслом жизни, нравственностью и прочим.

Смысл жизни. Это не тот вопрос, который решается написанием учебника. Этот вопрос каждый решает сам для себя и не только в школе. Однако оставим в стороне ценности семьи, общества, воздействие СМИ... Не всегда ведь важен предмет, важно кто и как его преподаёт. Для кого-то подспорьем в поисках смысла жизни окажется история, для кого -то литература. Точнее: Великая русская и мировая литература. А для кого-то, может, и основы православной культуры. Ну, при условии, конечно, что сами батюшки будут собой являть пример беззаветного и бескорыстного служения. А то ведь зазоры между жизнью и учебникам могут приводить к непредсказуемым последствиям. И те, у кого по «смыслу жизни» в школе двойка жизнь могут прожить очень даже осмысленную и яркую. И наоборот. Кем обернулись активисты комсомольцы и рьяные коммунисты, почти наизусть знавшие устав партии и моральный кодекс строителей коммунизма, мы видели уже не раз и не уставали удивляться.

Вообще, чтобы давать такие рекомендации школе нужно, как минимум, самому знать школу и желательно понабивать там шишек годами учительства. Не уверен, что автор высказывания соответствует этим критериям. Некоторые его высказывания, напротив, повергали меня в глубокую задумчивость своей экстравагантностью. Конечно, СМИ могли переврать и исказить озвученное, но от этой прямолинейной рекомендации и желания «изменять сознание» на версту разит такой новой сусловщиной и вульгаризированной версией реанимированного отдела пропаганды ЦК КПСС, на котором вместо серпа и молота быстренько начертали кресты, а на чинуш, не успевших ещё выкинуть партбилеты, спешно натянули рясы. Хотя они путаются, даже осеняя себя крестным знамением. Это только в геометрии кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая линия. В жизни всё иначе.

Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:

Невозможно как-то относится к предмету только по его названию и по тому, что, с его введением православная церковь рассчитывает увеличить охват школьников, так или иначе знакомящихся с основами православной культуры. «Смысл жизни» — понятие шире религиозного, тем более узко конфессионного. Поэтому надо как минимум видеть утверждённую программу данного предмета, чтобы более-менее внятно рассуждать о его пользе/бесполезности.

Владимир Букарский, политолог:

Отношусь положительно. Новое поколение страдает от моральной и культурной дезориентации. В советское время была, хорошая и плохая, но цель — построение коммунизма. Целые поколения советских людей знали, во имя чего надо жить и к чему стремиться. Все антисоциальные явления — пьянство, наркомания, блуд, содомия, социальный паразитизм — рассматривались как препятствие к построению коммунизма, преследовались по закону и находили стойкое осуждение в обществе. Сегодня, когда у общества и у отдельных личностей нет никаких целей, в обществе растут все вышеперечисленные пороки, особенно в молодёжной среде. Новый предмет поможет целому поколению обрести смысл существования и каждого в отдельности, и всего общества.

Анатолий Погасий, религиовед, протестант:

Я знаком с мнением Дмитрия Смирнова. И если бы не знал, чего добиваются православные братья, одобрил бы этот предмет. В школе нужно изучать основы религий, а не православие, причём, читать соответствующий курс должен светский преподаватель. Вера необходима, но её можно воспитывать дома, а не в школе. Дети будут относиться к новому предмету (православие) как к очередному нудному предмету и только отвратятся от Бога. Мы же помним, как в школе нам отбивали охоту читать классику.

Валентин Гринько, историк и философ, кандидат философских наук:

Достаточно обществознания. Кто-нибудь в него заглядывал? Там вполне достаточно материала на любые важные темы. Было бы кому грамотно преподавать. Прежде чем вводить новый предмет, надо обеспечить его многолетнюю процедуру широкого внедрения в образовательный процесс. А пока всё делается так. У кого-то «закорачивается» вспышка инициативы. Все «обсверканные» начинают бегать, а то и пиарить. Внедрили. Ввели. А кто преподавать будет? Тем более за такие низкие зарплаты и при такой высокой учебно-часовой нагрузке?

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

К этой инициативе я отношусь, как к эффективному способу вызвать у людей, которые прослушают в школах этот курс, долгосрочную аллергию ко всем словам о добродетели, морали и нравственности.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

К такой инициативе РПЦ я отношусь негативно и вижу в ней очередную попытку подменить традиционное естественнонаучное образование религиозными библейскими сказками. Мы уже не раз обсуждали с экспертами эти попытки. Например, в статье «Нужно ли изучать биологию в школе по библейским мифам»), рассматривалась инициатива внедрения религиозного толкования сотворения мира в школьный учебник биологии. Почему из школьной программы так таинственно и быстро исчезла астрономия. Думаю, не иначе, как по просьбе РПЦ. Ведь именно астрономия трактует мироздание научно, не отводя в небесном пространстве места бесплотным субстанциям. Ну а смыслу жизни в этом возрасте дети учатся не в школе, а повторяя всё за взрослыми и героями фильмов, поэтому и смысл жизни у всех разный. И никакие уроки не смогут это изменить. А вот некоторые талантливые фильмы могут оставить свой след в душах подростков. «Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде, у кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого, денег нажил. Чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого ты обманул, за ним правда, значит он сильней», — Брат-2. Эта фраза героя Сергея Бодрова, пожалуй, больше чем все учебники православной этики и культуры, сделала для воспитания российских детей нескольких поколений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть