Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму на ратификацию соглашения о статусе и условиях пребывания российских военных баз на территории Таджикистана и Киргизии. Об этом 20 марта сообщила пресс-служба Кремля. Киргизский парламент ратифицировал договор с Россией ещё в конце прошлого года. Таджикская же сторона не спешит выполнять свою часть обязательств, более того, выдвигает новые условия ратификации документа. Чем может быть вызвано такое поведение Душанбе, рассказал корреспонденту ИА REX старший научный сотрудник, координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев:
«Рахмон пользуется отсутствием со стороны России продуманной политики действий в отношении Таджикистана. Это поведение мошенника, чувствующего перспективу безнаказанности. Думаю, что в принципе он уже выбрал для себя линию поведения - и это далеко не пророссийский вектор. Если в самое ближайшее время не предпринять в отношении Рахмона решительных и даже жёстких действий, Россия просто потеряет Таджикистан. Но это не должны быть действия, от которых пострадает население Таджикистана, Рахмон и его окружение и так успешно растят в республике антироссийские настроения.
Можно в этом контексте привести простой пример с льготными поставками ГСМ. Неужели российские чиновники, ответственные за таджикистанское направление во внешней политике страны не видят того, что клан Рахмона успешно продолжает реэкспорт российских ГСМ в Афганистан, оставляя розничные цены на ГСМ на прежнем уровне, без поправки на российские льготы? И как бы рахмоновские чиновники не объясняли это, для огромной части населения Таджикистана эта льготная квота - поддержка лично Рахмона, а вовсе не Республики Таджикистан.
Для влияния на Таджикистан у России есть ресурс, какового не имеют ни КНР, ни США. Это огромная армия мигрантов, с которыми нужна системная работа - в том числе и в политическом поле. Есть инструмент, которого нет ни у кого - ещё пока сохраняющееся, но буквально ежеминутно сокращающееся позитивное отношение к России, зиждущееся на старом советском фундаменте. Это тоже должно использоваться в политическом поле.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но пока все разговоры о российской "мягкой силе" - это чистейшая профанация и оправдание для распила бюджетных и внебюджетных денег множеством неправительственных структур при большом количестве российских ведомств, практически всех, так или иначе причастных к внешней политике, к политике в странах СНГ. И здесь уже поздно ссылаться на провальные "ельцинские" 90-е, уже в 2000-х давно можно было вырастить десяток будущих президентов и сотню политических партий нужной направленности».
Напомним, соглашение о продлении сроков пребывания в Таджикистане 201-й военной базы было подписано в октябре 2012 года, в феврале 2013-го Россия выполнила все условия для ратификации этого соглашения – обнулила пошлины на ГСМ, упростила миграционный режим для таджикских граждан. 19 марта стало известно, что таджикская сторона выдвинула новые требования: России предлагается выделить средства на таджикскую гидроэнергетику и перевооружение армии.
Комментарии читателей (1):